Пояснительная записка
Цель курса:
Данный курс должен способствовать определению выбора учащимися истории как предмета социально-гуманитарного профиля. Задачи курса:
1. Представить разнообразие исторических источников и их специфику.
2. Познакомить учащихся с основными способами и методами работы с
историческими источниками.
3. Учащиеся должны самостоятельно анализировать исторические источники,
получать необходимую информацию.
Идея курса:
Учащиеся на уроках истории имеют мало возможности работы с источниками, причем зачастую это уже подготовленные отрывки документов, имеющиеся в учебнике. Данный курс дает возможность практической работы с поиском информации за пределами школьной программы. Курс является логическим продолжением ориентационного курса «История без учебника», но в отличие от предыдущего курса акцент делается на теоретическую и практическую части. Практические задания отличает повышенная степень сложности.
Особенности в организации занятий курсов;
1. Для проведения двух занятий требуется компьютерный класс с доступом к
Интернету.
2. Для практических занятий требуется раздаточный материал (ксерокопии
документов, фотографии, иллюстрации).
Примерный результат курса:
Во время прохождения курса учащиеся должны выполнить четыре зачетные работы. Успешность выполнения всех работ является основанием для зачета. Курс рассчитан на 10 занятий продолжительностью 45 минут.
№ |
часы |
Тема занятия |
Содержание |
Формы |
Прогнозируемый |
занятия |
|
|
|
организации |
результат |
1. |
1 |
Разнообразие исторических |
Знакомство учащихся с |
Совместная работа, беседа |
У учащихся формируется |
|
|
источников. |
разными видами |
|
представление о |
|
|
|
исторических |
|
разных видах |
|
|
|
источников. |
|
исторических |
|
|
|
|
|
источников, их |
|
|
|
|
|
классификации. |
2 |
1 |
Вспомогательные |
Вспомогательн ые |
Беседа, частично- |
Формируется |
|
|
исторические |
исторические |
поисковый метод |
представление о |
|
|
дисциплины |
дисциплины, их особенности. |
|
предмете и методах |
|
|
|
|
|
изучения |
|
|
|
|
|
вспомогательных |
|
|
|
|
|
исторических |
|
|
|
|
|
дисциплин. |
3 |
2 |
Государственная символика |
Занятие 1. Характеристика госуд арственн ых символов. Чем |
Работа учащихся с изображениями гербов. |
Выполнение учащимся мини-исследования на тему: «О чём |
|
|
|
занимается геральдика. Занятие 2. |
|
может рассказать герб» |
|
|
|
Практическое |
|
|
|
|
|
занятие: |
|
|
|
|
|
«Расшифрованный герб» |
|
|
4. |
2 |
Археология. Скрытые тайны земли. |
Чем занимается археология. Говорящие вещи. Способы |
Практическая работа по анализу вещественных источников, |
Умение определять примерный возраст вещи, |
|
|
|
датировки вещей. |
определению |
выполнение |
|
|
|
|
датировки предлагаемых археологических |
практической работы «Характеристика |
|
|
|
|
находок (ксерокопии иллюстраций) |
политического, социально-экономического |
|
|
|
|
|
и культурного |
|
|
|
|
|
развития общества на |
|
|
|
|
|
основе анализа |
|
|
|
|
|
найденных |
|
|
|
|
|
археологических |
|
|
|
|
|
источников» |
5 |
2 |
История в Интернете и не |
Поиск информации по |
Практическая работа с |
Мини-исследование по |
|
|
только. |
определенной тематике. |
историческими сайтами по сбору информации и её |
заданной теме. |
|
|
|
|
первичному |
|
|
|
|
|
анализу. Работа с библиотечным фондом. |
|
|
6 |
2 |
Работа с письменными источниками |
Особенности письменных источников |
Анализ предлагаемых письменных источников. |
Выполнение зачетной работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература для учащихся:
1. Всемирная история. Энциклопедия. М. 1996 г.
1. БЭС. Любое издание
2. История. Энциклопедия. М.2004 г.
3. Интернет-сайты.
4. Археология СССР под редакцией Мартынова. М.,1982 г.
5. Е. В. Пчелов Государственные символы России. М., 2002г.
6. Ю. К. Николаев. Основы геральдики. Пермь 2002г
7. А. И. Бегунова. От кольчуги до мундира. М., 1993 г.
8. С. Е. Плотникова. Сначала был порох. М., 1992 г.
9. Хрестоматия по истории. Любое издание.
10. Журнал «Родина».
Учебно-методическая литература.
1. БЭС.
2. История. Энциклопедия. М. 2004 г.
3. Археология СССР М. 1982г.
4. Е. В. Пчелов. Государственные символы России. М. 2002 г.
5. Ю. Н. Основы геральдики. Пермь 2002 г.
6. Хрестоматия по истории. Любое издание.
Школьный музей. Практические рекомендации.
Приложение
Темы для практических работ:
1. Портрет исторической личности.
2. Спорные вопросы истории.
3. Расшифрованный герб
4. Что скрывала земля?
5. «Что написано пером».
6. В паутине Интернета