Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 8 классов, успешно справившихся с ориентационными и межпредметными курсами социально-гуманитарного направления. По виду данный курс является пробным и направлен создание предметных проб для учащихся, способствующих их самоопределению в области курсов по выбору социально-гуманитарного направления.
Учебная цель курса: воссоздание целостного восприятия поэтического текста в соответсвии с авторским замыслом и личным пониманием прочитанного, а также активизация умений и навыков школьников.
Основной же задачей является обучение анализу стихотворного текста. Данный курс не дублирует программный материал 8 класса, здесь используются произведения классиков, не предусмотренные программой, он обогащён и осложнён материалами периодических изданий, включены разработки уроков, как учителей-словесников, так и их учеников.
Основное содержание курса посвящено рассмотрению теоретических вопросов литературы, анализу поэтического текста. Завершающим этапом пробного курса является практическая работа (проба) учащихся, а именно: анализ лирического текста.
Курс рассчитан на 10 часов, занятия будут проводиться парами. Основной формой организации деятельности учащихся избран практикум, т.к он представляет собой комплекс упражнений, игр, тренингов, наиболее способствующих развитию практических умений и навыков.
|
Тема
|
Содержание
|
Форма организации деят-ти уч-ся. |
1. 1
1.2.
2.1.
2.2
3.1
3.2
4.1.
4.2.
5.1 5.2.
|
Введение в литературоведение.
«Час творчества».
Основы теории.
Тестирование. «Проба пера»
«В творческой лаборатории».
«Отзыв о лирическом стихотворении».
«Анализ текста это искусство».
А.А. Фет «Первый ландыш». С. А. Есенин «Вот оно, глупое счастье».
«В творческой
лаборатории».
«В творческой
лаборатории». |
Понятие литературных родов и жанров. Сведения по истории и теории литературы. Отличие эпического произведения от лирического. (Ритм, рифма, строфа, стихотворные размеры).
Конкурсы-торги (поэтический, музыкальный, скульптурный, сказочный)
Изобразительно- выразительные средства: -тропы
-стилистические фигуры. Повторение других литературоведческих понятий.
Стихотворные размеры. Практическая творческая работа.
Работа с поэтическими текстами. Элементы анализа поэтического текста.
Систематизация теоретических
сведений.
Обучение работе над отзывом о
лирическом произведении.
Обучение анализу стихотворения. Интерпретация произведения. Ознакомление с творческими работами учащихся.
Образец анализа лирического произведения.
Анализ стихотворения С.А. Есенина.
Анализ стихотворения.
Анализ стихотворения. |
Практикум (беседа, диалог- рассуждение, творческий диалог).
Конкурс- аукцион, пантомима, кроссворд.
Групповая работа. Тест.
Теоретико-литературный тест.
Индивид, раб. Игры, конкурсы,
Практикум (беседа, диалог- рассуждение, литературоведческий диктант и т.д.)
Алгоритм разбора стихотворения.
Практикум, Практикум.
Индивидуальная работа уч-ся. |
Список литературы:
(для учителя)
1.«Методика преподавания литературы» О.Ю.Богданова, М., «Академия», 1999г
2. «Как пользоваться словом», Т.П.Крестинская, М, «Просвещение», 1998г
3 « О русском стихосложении», Г.С. Скрипов, М., «Просвещение», 1999г
4 «Введение в литературоведение», Е.А. Князева, Пермь, 2002 г
5 «Литература в школе» 1996, № 6.
6 «Игры, конкурсы, олимпиады по литературе - 5-11кл», Е. Болдырева,
Ярославль, «Академия развития», 2006г
1.«Письменные работы по литературе 9-11кл», Н. Л. Карнаух, М., «Дрофа», 2002г
2 «Анализ художественного текста», п. Куеда, 2004г
3 «Поэтический текст на уроке», г Пермь,2004г.
4 «Золотое перо - 2003», п. Куеда, 2003г
«Первое сентября» - газета, №7,2001