Пояснительная записка
Курс по выбору «Шаги к искусной речи» предусмотрен для учащихся 8-х классов в рамках организации предпрофильной подготовки учащихся. По виду он является
ориентационным, призванным заинтересовать и привлечь учащихся к выбору дальнейшего обучения на социально-гуманитарном профиле.
С учетом этого основной целью данного курса является ориентация учащихся 8-х классов на посещение курсов по выбору социально-гуманитар но го направления (блока),
Курс рассчитан на 6 часов.
Предметной целью является формирование навыков осознанного практического использования риторических правил и приемов в публицистической речи.
Задачи, решаемые в ходе реализации данного курса:
- создание публичных выступлений различных типов;
- выбор и систематизация языковых средств, характерных для создаваемого текста-
выступления.
Курс предназначен для всех учащихся, независимо от выбранного ими будущего профиля.
Основной формой работы является самостоятельная практическая деятельность над созданием собственного текста-выступления, посредством анализа образцового материала, а также обсуждения в группах.
Предполагается, что учащиеся владеют навыками работы с текстом, знают выразительные средства языка и фигуры речи.
Запланирована работа с видеоматериалом.
Основным результатом по окончании данного курса будут являться ученические работы: созданные ими тексты-выступления, планы выступления, рекомендации, представленные в печатном виде.
Тема |
Содержание |
Форма организации |
Прогнозируемый
результат
|
1.Правильная речь визитная карточка образованного
человека. |
Вводное занятие. 1 .Наблюдение над речью телеведущего (фрагмент программы «Время»). 2.Подбор цитат, высказываний и эпиграфов по теме. 3.Составление и заполнение таблицы. |
Круглый стол, (коллективное обсуждение в
группах) |
Таблица,
отражающая нормы публицистической речи,заполненная самими учащимися.
|
2.Личность ритора. «Речь-портрет
души». |
Разминка.
1 .Обыгрывание ситуаций: судебное заседание, разговор по телефону, выступление телекомментатора (текст готовят самостоятельно). 2.Обсуждение в группах. |
Ролевая игра с учетом
желаний,
озвучивание
выступлений. |
Составленный план выступления.
|
3.Публичное Выступление - дело ответственное. 3.1.«Как сказать лучше?».
3.2 «Учимся
выступать
эффектно».
З.З.Как одержать
победу в полемике |
Разминка. 1 .Сопоставление представленных фрагментов текста, их редактирование. 2.Наблюдение над приемами, формирующими правильное дыхание, постановку голоса.
Разминка.
1 .Язык жестов и мимика.
2.Анализ образцовых текстов.
3.Выбор разнообразных тропов
и фигур, придающих речи
выразительность и
эмоцианальность
4.Создание собственных
текстов - рассуждений.
Тест «Общительны ли вы?» Ответы на вопросы; «Зачем изучать историю?», «Нужно ли читать книгу, если по ней поставлен фильм?» |
Тренинг
ин струм енталь
ных умений
общения.
Знакомство с
научной
нормой,
Пантомима. Ситуации-пробы в создании текстов-рассуждений.
Дискуссия о ходе полемики. Ознакомление с результатами теста. |
Вывод
риторических
правил.
рекомендаций,
составленных
детьми.
Устное эссе.
Список тактических приемов, помогающие одержать победу в полемике.
|
4 .«Заговори, чтоб я тебя увидел».
|
Выступление-экспромт по темам: «Приходите учиться на социально-гуманитарный профиль», «Хорошая и плохая Реклама», «Интересный способ заводить друзей». |
Конкурс
Цицерона
1 .Создание текста.
2.Подготовка к
выступлению. |
Создание текста выступления, его публичное представление |
Литература для учащихся по данному курсу.
Введенская Л.А.: Факультативный курс : «Лексика и фразеология русского языка» (8-9кл)
5-е издание. - М.: Просвещение, 1999г.
Разумовская М.М. Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений./М. М.
Разумовской, П. А. Леканта. Издание второе «Дрофа». Москва. 1999г.
СолганикГЯ. Стилистика русского языка. Учебное пособие 10-11 классы. «Дрофа». 1998г
Юнина Е.А. Риторика в школе. Пермь 1998г.
Тесты, отпечатанный дидактический материал.
Учебно-методическая литература для учителя.
1. Дускаева Л.Р. Сочинения в разных жанрах. Учебное пособие. Пермь 1999.
2. Ладыженская Т.А. Речевые секреты, Книга для учителя. М. Просвещение. 1992г.
3. Марков В. Н. Риторические прогулки. Пермь 1999
4. Теоретические основы и методика филологического образования школьников.
Методическое пособие /Урал.гос пед.университет, сост.: Е.А. Воронкова, Н. В.
Бегичева. Екатеринбург. 2000г.
Приложения
Тренинг инструментальных умений общения.
• Произнесите «Здравствуйте...с оттенками интонации, выражающими : радость,
страх., удивление, удовольствие, упрек, дисциплинированность, неудовольствие, с
достоинством, иронично, торжественно.
• Прочитайте любой текст шепотом, с максимальной громкостью, переходя
волнообразно из одного в другое, с пулеметной скоростью, со скоростью улитки,
как будто вы страшно замерзли , как будто у вас во рту горячая картошка, как
пятилетняя девочка, как робот.
• Нахмурьтесь, как нахмуриваются: учитель, недовольный ответом ученика;
король Лир; ребенок, у которого отняли игрушку; человек, желающий скрыть
улыбку: Наполеон; родитель, открывший дневник сына.
• Улыбнитесь, как улыбаются: Моча Лиза, очень вежливый японец, собака своему
хозяину, кот на солнышке, мать младенцу, младенец матери, пациент после
посещения дантиста.
• Посмотрите, как смотрят: влюбленные друг на друга; лисица, сидящая перед
вороной с сыром; папа после родительского собрания; «мисс Россия»; мышка на
кошку; удав на кролика; начальник на подчиненного.
Сядьте , как сидят: наседка на гнезде, орел на горной вершине, председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе
Тест. «Общительны ли вы?»
(Оценка ответа: да-2 балла; иногда-1 балл; нет-0 баллов)
1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,
сообщением на каком-либо совещании, собрании?
4. Вам предлагают поехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите
ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться впечатлениями с кем-либо?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой-
показать дорогу, ответить на вопрос?
7. Считаете ли вы, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напоминать знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые
занял несколько месяцев тому назад?
9. В ресторане или столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не будете вступать с ним в
беседу, а если он заговорит первым, вы будете этим тяготиться. Так ли это?
11 .Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была, и вы предпочтете отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост.
12. Боитесь ли вы участвовать в комиссии по рассмотрению какого- либо конфликта?
13.У вас есть свои собственные оценки произведений литературы, культуры, искусства ,и других оценок вы не принимаете?
14. Услышав где - нибудь «в кулуарах» высказывания явно ошибочного характера по хорошо известному вам вопросу, вы промолчите и не вступите в спор?
15.Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться о каком- либо служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения, мнение, оценку в письменной форме чем
в устной?
17. Подсчитайте количество баллов.