Пояснительная записка
Курс по выбору «Секреты текста» предусмотрен для учащихся 9-х классов в рамках организации предпрофильной подготовки учащихся. По виду он является ориентационным, призванным заинтересовать и привлечь учащихся к выбору дальнейшего обучения на социально-гуманитарном профиле.
С учетом этого основной целью данного курса является ориентация учащихся 9-х классов на посещение курсов по выбору социально- гуманитарного направления.
Курс рассчитан на 6 часов.
Предметной целью является формирование навыков анализа текстов различных по смысловым типам(повествование, рассуждение, описание)
Задачи, решаемые в ходе реализации данного курса:
- анализ текстов с различными смысловыми типами;
-создание текстов;
Курс предназначен для всех учащихся, независимо от выбранного ими будущего профиля.
Основной формой работы является самостоятельная практическая деятельность над анализом разных текстов, обсуждения в группах, решение тестовых заданий.
Материалы занятий будут представлены в слайд- презентациях.
Основным результатом по окончании данного курса будут являться ученические работы: созданные ими таблицы об основных признаках текста, обобщающие опорные схемы о структуре различных по типам текстов, результаты тестирований.
Тема |
Содержание |
Форма организации |
Прогнозируемый
результат |
1.Понятие текста. 2.Основные признаки текста. Лексические и грамматические средства связи между предложениями и частями текста. |
Вводное занятие. Наблюдение над текстами «Значение творчества Пушкина для России» и «Моя Мадонна». Центральная проблема занятия- Что же можно назвать текстом? |
Обсуждения в группах и выводы учащихся. Предложение учащимися своих вариантов определений «текста»
Выводы учителя. Слайд-презентация. |
Выявление основных признаков текста. Составление опорных схем. Получение определения «текста» |
3. Смысловые типы текстов. Повествование. |
Разминка. Обыгрывание ситуаций: Это случилось в лагере. |
Работа в группах. Озвучивание выступлений.
Выводы учителя.
|
Составление опорных схем. Составление структуры повествования. |
4.Смысловые типы текстов. Описание. Рассуждение. |
Разминка. Описание пушкинских мест. Беседа-рассуждение. « Почему Пушкина называют «солнцем русской поэзии»?» |
Работа в группах. Наблюдение над текстом «Портрет Пушкина» Обсуждение работ, озвучивание.
Выводы учителя. Слайд-презентация. |
Создание структуры описания и рассуждения. |
5. Основные этапы создания сочинения- рассуждения. |
Тема, проблематика, авторская идея текста. Знакомство с этапами создания сочинения. |
Работа в группах, работа над текстом «Романтика», обсуждения. |
Составление таблицы. |
6.Анализ текста. |
Наблюдения над различными по типу текстами, выявление их особенностей. |
Самостоятельная работа. Тестирование. |
Создание основных этапов сочинения по указанным текстам. Определение типов текстов. Определение лексических и грамматических средств связи между предложениями. |