Пояснительная записка
Целью данного курса является привлечение учащихся 8 - 9 -х классов на курсы по выбору социально-гуманитарного направления.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с основными способами и методами работы с
историческими источниками за рамками школьной программы по истории.
2. Представить специфику профессий архивариуса, работника ЗАГСа, музейного
работника, работника паспортного стола, требующих гуманитарного
образования.
3. Дать возможность попробовать детям работать с документами.
Особенности в организации занятий курсов;
1. Для проведения одного занятия требуется компьютерный класс с доступом к
Интернету.
2. Три занятия проводятся вне школы в виде тематических экскурсий в отдел ЗАГСа.
районный архив, краеведческий музей и паспортный стол РОВД.
3. Для занятия по массовой культуре требуется телевизор и ОУВ-проигрыватель или
проектор с экраном для просмотра фильма.
4. На практическое занятие по работе с вещественными источниками необходимы
денежные знаки ( монеты и бумажные купюры) Х1Х-ХХ века, либо их ксерокопии.
Идея курса:
Учащиеся на уроках истории имеют мало возможности работы с источниками, причем зачастую это уже подготовленные отрывки документов,имеющиеся в учебнике. Данный курс дает возможность практической работы с поиском информации за пределами школьной программы. Примерный результат курса:
Ученики получают алгоритм работы при оформлении документов в таких учреждениях как паспортный стол, ЗАГС, архив.
Курс должен привлечь учащихся на следующие занятия социально-гуманитарного направления. Курс рассчитан на 6 занятий продолжительностью 45 минут.
Тематическое планирование курса
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание |
Формы |
Прогнозируемый |
|
|
|
организации |
результат |
1. |
История в |
Поиск информации |
Работа с |
По результатам |
(1 час) |
Интернете |
по определённой |
Интернет- |
поисков в Интернете |
|
|
теме, её первичная |
ресурсами. |
создается мини- |
|
|
обработка, отбор и |
Определение |
проект «Портрет |
|
|
систематизация |
темы, выбор |
исторической |
|
|
|
поисковых |
личности» |
|
|
|
систем. |
|
2-3 |
Архивные |
Экскурсии в |
Беседа с |
Учащиеся получают |
(2 часа) |
фонды |
районный архив, |
работниками |
представление о |
|
|
отдел ЗАГС |
данных |
профессиях |
|
|
Куединского |
учреждений, |
архивного |
|
|
района, |
практическая |
работника, |
|
|
паспортный стол |
работа с |
составляют алгоритм |
|
|
Куединского |
источниками. |
работы по |
|
|
РОВД. Поиск |
Вопросы для |
оформлению |
|
|
информации |
беседы ученики |
документов для |
|
|
|
составляют |
получения паспорта |
|
|
|
заранее. |
|
4 |
Музейная |
Тематическая |
Тематическая |
Создание мини- |
(1 час) |
экспозиция |
экскурсия |
экскурсия в музей, |
проекта «история |
|
как источник |
|
фотографирование |
одного предмета», |
|
исторической |
|
необходимых |
который может быть |
|
информации |
|
экспонатов. |
использован на |
|
|
|
Обработка |
уроках истории как |
|
|
|
данных, создание |
доклад |
5 |
Массовая |
Учащиеся |
Просмотр |
Эссе на тему « |
(1 час) |
культура на |
сравнивают |
исторического |
«Ошибки |
|
службе |
информацию, |
фильма |
кинематографа» |
|
истории |
полученную при |
(фрагмента) |
|
|
|
просмотре фильма |
«Турецкий |
|
|
|
с информацией, |
гамбит» |
|
|
|
полученной на |
|
|
|
|
уроках истории |
|
|
6 |
Многообразие |
Учащиеся |
Практическая |
Мини-исследование: |
( 1 час) |
исторических |
получают для |
работа с разными |
«Особенности |
|
источников |
работы |
видами |
политической. |
|
|
определенные |
исторических |
социально- |
|
|
исторические |
источников |
экономической и |
|
|
источники: |
|
культурной жизни |
|
|
письменные, |
|
страны, отраженные |
|
|
вещественные. |
|
в её деньгах», |
|
|
|
|
которое может быть |
|
|
|
|
использовано на |
|
|
|
|
уроках истории и |
|
|
|
|
обществознания. |
Литература для учащихся:
1. БЭС. Любое издание
2. История. Энциклопедия. М.2004 г.
3. Интернет-сайты.
4. СD-ресурсы.
Учебно-методическая литература:
Положение о школьном музее.