Пояснительная записка
 
Курс по выбору «Вспомогательные исторические дисциплины» предусмотрен для учащихся 8-х кл. в рамках организации предпрофильной подготовки. По виду является ориентационным, призванным заинтересовать  и привлечь учащихся к выбору дальнейшего обучения на социально-гуманитарном профиле.
Цель курса – ориентация учащихся 8-х кл. на обучение в  социально-гуманитарном профиле.
Задачи:
·       познакомить учащихся с методами исторического исследования;
·       показать многообразие исторических источников и особенности их групп и разновидностей;
·       обучить некоторым приёмам работы с историческими источниками, способствуя тем самым развитию мышления и творческих способностей учащихся.
Занятия делятся на практические и теоретические части.
Формы деятельности: индивидуальная и групповая работа.
Курс рассчитан на 3 часа.
Основной результат по окончании данного курса (на выбор): 
·       придумать герб и печать своего рода или семьи;
·       написать два письма, рисуночное и символическое, используя при этом самостоятельно изобретённые символы.
 
  
 
 
Тематический план
 
| № | Тема занятия | Содержание | Формы учебной деятельности | Прогнозируемый результат  | 
| 1.                             2                       3.. | Источниковедение как наука. Археология.                         Хронология. Метрология. Палеография.                   Геральдика, ономастика, сфрагистика         | Что такое источниковедение? Многообразие исторических источников, особенности их групп и разновидностей. Приёмы работы с источником и способы извлечения информации.         Знание основных понятий -хронология, метрология, палеография, их особенности. Отсчёт лет от сотворения мира; старинные меры длины; виды письма.       Понятия – геральдика, ономастика, сфрагистика, их особенности. | Работа в группах.  Индивидуальная работа с компьютером.                     Работа в группах. Индивидуальная работа с компьютером.               Работа в группах. Индивидуальная работа с компьютером.                         | Составление классификации исторических источников (таблица). Овладевают навыками работы с источниками и извлечения из них информации.            Учащиеся получают представления о палеографии, метрологии, расширяют и углубляют знания о хронологии. Приобретают навыки работы с историческими источниками.   Учащиеся получают представление об ономастике, сфрагистике, углубляют знания о геральдике. Приобретают навыки работы с источниками.                                     | 
 
Литература
 
1.    История. Приложение к газете «1 сентября». №37,38. 2003г.
2.    Николаев Ю.Н. Основы геральдики. Пермь. 2002г.
3.    Федонин А.Р. Знакомство с историей. Москва. 1997г.