Пояснительная записка
Курс по выбору «Вспомогательные исторические дисциплины» предусмотрен для учащихся 8-х кл. в рамках организации предпрофильной подготовки. По виду является ориентационным, призванным заинтересовать и привлечь учащихся к выбору дальнейшего обучения на социально-гуманитарном профиле.
Цель курса – ориентация учащихся 8-х кл. на обучение в социально-гуманитарном профиле.
Задачи:
· познакомить учащихся с методами исторического исследования;
· показать многообразие исторических источников и особенности их групп и разновидностей;
· обучить некоторым приёмам работы с историческими источниками, способствуя тем самым развитию мышления и творческих способностей учащихся.
Занятия делятся на практические и теоретические части.
Формы деятельности: индивидуальная и групповая работа.
Курс рассчитан на 3 часа.
Основной результат по окончании данного курса (на выбор):
· придумать герб и печать своего рода или семьи;
· написать два письма, рисуночное и символическое, используя при этом самостоятельно изобретённые символы.
Тематический план
№ |
Тема занятия |
Содержание |
Формы учебной деятельности |
Прогнозируемый результат |
1.
2
3.. |
Источниковедение как наука.
Археология.
Хронология. Метрология.
Палеография.
Геральдика, ономастика, сфрагистика
|
Что такое источниковедение? Многообразие исторических источников, особенности их групп и разновидностей. Приёмы работы с источником и способы извлечения информации.
Знание основных понятий -хронология, метрология, палеография, их особенности.
Отсчёт лет от сотворения мира; старинные меры длины; виды письма.
Понятия – геральдика, ономастика, сфрагистика, их особенности. |
Работа в группах.
Индивидуальная работа с компьютером.
Работа в группах. Индивидуальная работа с компьютером.
Работа в группах. Индивидуальная работа с компьютером.
|
Составление классификации исторических источников (таблица).
Овладевают навыками работы с источниками и извлечения из них информации.
Учащиеся получают представления о палеографии, метрологии, расширяют и углубляют знания о хронологии. Приобретают навыки работы с историческими источниками.
Учащиеся получают представление об ономастике, сфрагистике, углубляют знания о геральдике. Приобретают навыки работы с источниками.
|
Литература
1. История. Приложение к газете «1 сентября». №37,38. 2003г.
2. Николаев Ю.Н. Основы геральдики. Пермь. 2002г.
3. Федонин А.Р. Знакомство с историей. Москва. 1997г.