Пояснительная записка
От знания и понимания права зависели судьбы, а порой и жизни людей. Сегодня трудно жить в обществе, не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый поступок человека так или иначе обусловлен и связан с правом, поэтому правовые знания важны для гражданина страны. Важным является не только знание своих основных прав, но и их практическое применение в конкретных жизненных ситуациях.
Курс по выбору «Практическое право» является межпредметным, т.к. объединяет знания истории, обществознания, права, ориентирует учащихся на продолжение обучение в социально – гуманитарном профиле.
Цели данного курса отвечают концепции перехода на профильное обучение и федеральному компоненту государственного стандарта, а именно:
формирование основ научного мировоззрения;
практическое использованию полученных знаний в конкретных ситуациях;
развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни.
Предметная цель курса - формирование социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Задачи курса:
знакомство учащихся с их правами в наиболее значимых жизненных ситуациях и способами реализации прав;
развитие коммуникативных способностей;
воспитание уважения к праву и закону;
Занятия делятся на практические и теоретические части. Предполагается использовать различные формы деятельности: индивидуальная, групповая работа; ролевые игры, работа с нормативно – правовыми актами, что позволяет активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни, использовать его социальный опыт при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности.
.Программа курса рассчитана на 8 часов.
Результатом реализации курса является выполнение учащимися практических заданий по заданным правовым ситуациям и работа во время занятий.
Тематический план
№ занятия |
Тема |
Содержание |
Форма занятия |
Прогнозируемый результат |
1 |
Право на образование: должное и сущее |
Из истории образования. Система образования. Стандарты образования.
Закон об образовании РФ, Закон об образовании Пермской области |
Лекция с элементами беседы |
Знание основных понятий и основных прав с сфере образования
|
2 |
Доступность образовательных услуг |
Разнообразие видов и форм получения образования. Доступность образовательных услуг. Учреждения начального и среднего профессионального образования. Высшие учебные заведения. Государственная итоговая аттестация. |
Практическая работа (в группах). Анализ нормативно-правовых документов, касающихся образования. |
Учащиеся получают представление об возможности получения образования в России, о дальнейшей реализации своей образовательной траектории. |
3 |
Источники информации для потребителей. |
История развития торговли. Развитие потребительского законодательства. Понятие информации, источники информации для потребителя. Реклама и ее роль в современном обществе. Независимые источники получения информации. |
Беседа. |
Умение получать и анализировать информацию о товаре |
4 |
Правила потребителя на рынке товаров и услуг. |
Закон о защите прав потребителя РФ. Кто такой потребитель. Права и обязанности потребителя. |
Практикум. Ролевая игра: «Продавец-покупатель» |
Учащиеся овладевают навыками защиты своих прав как потребители |
5 |
Законы, регулирующие отношения в сфере недвижимости. |
Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения. Требования к жилищному помещению. Порядок найма жилья. Приватизация жилья. Сделки с жильем. Рента, ипотека. |
Лекция с элементами беседы |
Учащиеся получают представление о жилищном законодательстве |
6 |
Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
|
Участие несовершеннолетних в приватизации. Право пользования у ребенка на квартиру. Органы опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. |
Практикум. Работа в группах – анализ проблемных ситуаций из литературы с помощью юридических норм. |
Выступление представителей групп с вариантами решения проблем. |
7 |
Военная и альтернативная гражданская служба. |
Основные нормативно-правовые акты «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной службе», «Об обороне». Порядок комплектования вооруженных Сил РФ. Освобождение и отсрочка от военной службы. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. |
Лекция с элементами дискуссии |
Учащиеся получают представление о правовых основах несения военной службы |
8 |
Земельные правоотношения.
|
Земельный кодекс РФ. Основные принципы земельного законодательства. Категории земель. Участники и объекты земельных отношений. Формы собственности на землю. Аренда земли. Налог на землю. |
Лекция с элементами беседы |
Учащиеся должны знать, что можно делать с землей. |
Литература
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-9 кл. М. 2003г.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. М. «Русское слово» 2001г.
Певцова Е.А.Основы правовых знаний. Практикум для уч-ся 9-11 кл. М.2001г.
Конституция РФ.
Гражданской кодекс РФ.
Закон о защите прав потребителя РФ.
Закон об образовании РФ.
Закон об образовании Пермской области.
Устав МОУ «КСОШ №2».
Жилищный кодекс РФ.
Земельный кодекс РФ.