Пояснительная записка
Профессия юриста всегда имела особую социальную значимость, так как помогала гражданам осознать свои права и уметь их отстаивать. От знания и понимания права зависели судьбы, а порой и жизни людей. Сегодня трудно жить в обществе не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый поступок человека так или иначе обусловлен и связан с правом, поэтому правовые знания важны для гражданина страны.
Курс по выбору «Особенности юридических профессий» является межпредметным, т.к. объединяет знания истории, обществознания, права, ориентирует учащихся на продолжение обучение в социально – гуманитарном профиле.
Цели данного курса отвечают концепции перехода на профильное обучение и федеральному компоненту государственного стандарта, а именно:
формирование основ научного мировоззрения;
развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
подготовка учащихся к осознанному выбору профильных и элективных курсов;
Предметная цель курса - формирование социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Задачи курса:
знакомство учащихся с особенностями юридических профессий;
развитие коммуникативных способностей;
воспитание уважения к праву и закону;
Занятия делятся на практические и теоретические части. Предполагается использовать различные формы деятельности: индивидуальная, парная, групповая работа; ролевые игры, работа с документами (нормативно – правовые акты), что позволяет активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни, использовать его социальный опыт при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности.
.Программа курса рассчитана на 8 часов.
Результатом реализации курса должен быть разработан мини -проект, представляющий собой придуманную правовую ситуацию и речь представителя одной из юридических профессий, выбранных учащимися по желанию.
Тематический план
№ занятия |
Тема |
Содержание |
Форма занятия |
Прогнозируемый результат |
1 |
Юриспруденция как наука. Знакомство с профессией юриста. |
Особенности науки юриспруденции. Представители юридической профессии и роли права в их жизни. |
Лекция с элементами беседы, работа в группах с документами |
Знание основных понятий. Эссе на тему «Почему нарушаются законы?»
|
2 |
Тайны следственной профессии. |
Особенности профессии следователя. История формирования данной профессии. Каким образом можно стать следователем, чем занимаются люди избравшие эту профессию. |
Беседа. Практическая работа (в группах) по рассказу
А.К.Дойла о Шерлоке Холмсе. |
Учащиеся получают представление об особенностях данной профессии, приёмах работы сыщиков. Овладевают навыками работы с источником. |
3 |
Профессия адвоката |
Особенности профессии.
Из истории профессии. Образец заявления о приглашении адвоката к участию в деле. Как можно стать адвокатом. «Положение об адвокатуре».
Придумать защитную речь адвоката в предложенном правовом конфликте. |
Беседа. Ролевая игра «Я – адвокат» |
Учащиеся получают представление об особенностях данной профессии. Овладевают навыками работы с нормативно – правовыми актами. Выступления учащихся с речью адвоката.. |
4 |
Прокурор на страже закона |
Особенности профессии прокурора. Из истории профессии. Основные функции прокуратуры на современном этапе. В каких случаях люди могут обратиться в прокуратуру, полномочия прокурора. Закон РФ «О прокуратуре». Анализ документов. Решение правовых задач. |
Беседа. Работа в парах с документами. |
Учащиеся получают представление об особенностях профессии. Овладевают навыками работы с правовыми документами, разрешения правовых конфликтов. |
5 |
А судьи кто?
Судопроизводство в РФ. |
Особенности профессии. Современное судопроизводство. Деятельность суда присяжных или мировых судей. Учащиеся готовят выступления (речь адвоката, прокурора, решение судьи) |
Беседа. Деловая игра «Суд над В.И.Засулич». |
Учащиеся получают представление об особенностях профессии. Выступления учащихся. |
6 |
Деятельность нотариуса в мире права. |
Особенности профессиональной деятельности нотариуса. Функции нотариуса. Решение правовых задач. |
Беседа. Работа в группах – моделирование ситуаций при которых нужно обращаться к нотариусу. |
Выступление представителей групп с ситуациями. |
7 |
Учимся читать законы и составлять нужные документы. |
Структура законов. Анализ нормативно – правовых актов (Устав школы, Закон РФ «Об образовании») |
Практическая работа с нормативно – правовыми актами, документами. |
Составить заявление, простую доверенность на получение денег, аппеляционную жалобу по итогам экзаменов. |
8 |
Почему я должен следовать закону? |
Важность соблюдения закона и уважения права в стране. Проблемы преступности и наказуемости. Разработка мероприятий по борьбе с преступностью, её предупреждение. |
Беседа. Работа в группах |
Выступление групп с планом мероприятий. |
Литература
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-9 кл. М. 2003г.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. М. «Русское слово» 2001г.
Певцова Е.А.Основы правовых знаний. Практикум для уч-ся 9-11 кл. М.2001г.4
Законы РФ, Трудовой кодекс РФ. Гражданской кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ