Межпредметный курс «Навыки жизни»
 
(для учащихся 8-х классов, рассчитан на 10 часов)
 
Данная программа является психологическим сопровождением формирования здорового образа жизни. Работа по профилактике аддиктивного поведения у школьников - это не столько специальные знания о наркотиках, алкоголе, СПИДе, сколько система воспитания  и развития личности, формирования социально-психологических навыков, помогающих  
детям и подросткам делать собственный выбор. 
.Основная цель-развитие и модификация поведенческих стратегий, способствующих совладанию с требованиями среды. Развитие ресурсов личности, позволяющих подростку делать осознанный выбор. Обучение навыкам совладания с негативными переживаниями и стрессом.
 Задачи- обучить важнейшим социальным навыкам, способствующим успешной социальной адаптации- «навыкам жизни»:
- коммуникативные навыки;
- умению использовать позитивные методы решения конфликтных ситуаций;
- умению сделать положительный выбор в сложной жизненной ситуации;
- навыкам сопротивления к употреблению ПАВ;
- навыкам самозащиты и предупреждения проблем.
 Предполагаемый результат- научиться самостоятельно принимать наиболее эффективные позитивные решения в различных жизненных ситуациях.
 
  
 
Программа курса
| Тема | Содержание | Форма организации | Прогнозируемый результат | 
| 1.Тренинг навыков самоосознания и самооценки. | Знакомство с понятиями «самооценка», «самоуваже- ние», «саморазвитие». Навыки адекватной самооценки.   | Тренинг. Игра «Кто Я?» | Осознание различных сторон собственной личности. | 
| 2.Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективнос- ти. | Понятия: «самоконтроль» и «самоэффективность». Формирование навыков самоконтроля. Формула «Скажи себе “Стоп!». Формирование навыков самоэффективности.  | Тренинг. Ролевые игры. | Сформированные навыки внутреннего диалога в сложных ситуациях. | 
| 3.Тренинг комунникатив- ных навыков. | Формирование навыков идентификации и разделения эмоционального состояния другого человека, развитие способности вставать на позицию другого, принимать его роль. Отработка навыков эффективного общения. | Тренинг.  Ролевая игра.  | Сформированные навыки задавания вопросов, навык «начало беседы», «принятие критики», «аргументации своей точки зрения», «преодоления обвинения» и т.д.  | 
| 4.Жизненные навыки и стра- тегии преодо- ления проблем.  | Жизненные события как причины стресса. Основные способы совладания с проблемами: изменение ситуации, изменение восприятия проблемы, совладание со стрессом, который порожден проблемой. Разные типы поведения в стрессе. Эффективное и неэффективное поведение. Наркотик как неэффективный способ решения проблем и преодоления стресса.  | Видеолекция. Ролевая игра. | Составление банка жизненных проблем.  | 
| 5.Тренинг навыков разрешения проблем. | Этапы разрешения проблемы. Ориентация в проблеме. Определение и формулиро- вание проблемы. Генерация альтернатив. Принятие решения. Выполнение решения и проверка. Отработка навыка решения проблем в малых группах. Развитие способности к выдвижению альтернатив в разрешении типичных сложных ситуаций. Методы самоконтроля выполнения собственных решений.     | Тренинг. Видеолекция. | Уметь выбирать наиболее эффек-тивные возможности решения проблемы. | 
| 6.Тренинг навыков принятия решений. | Навыки дифференциации повседневных и жизненно важных решений. Модель принятия решений «Остановись и подумай», «Шаг за шагом».  | Тренинг. Ролевая игра. | Уметь определять разницу между повседневными решениями жизненно-важными.   | 
| 7.Тренинг поиска социальной поддержки. | Диагностика ресурсов социального окружения подростка. Понятие социально-поддерживающей системы. Поведенческие стратегии поиска и оказания социальной поддержки. Принципы развития социально-поддерживающей системы. Обучение методам поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях. Отработка навыков «просьба о помо- щи», «выражение благодарности».       | Тренинг. Ролевая игра. | Уметь оказывать соц. Поддержку в стрессовых и проблемных ситуациях. | 
| 8.Портрет наркомана. | Моя позиция – «Нет!». Знакомство с особенностями поведения, чертами личности тех, кто употребляет наркотики. Приемы вовлечения в наркотизацию. Навыки отказа от первой пробы. | Видеолекция Игра. | Выработанная внутренняя позиция против наркотиков. | 
 
  
 
Литература для учащихся
 
1).Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1978, С. 55-58, 72.
2).Кузьмина Е.И. Психология свободы.-М.: Изд-во МГУ, 1994.
3).Мудрик А.В. Общение школьников.-М.: Знание, 1987.
4).Нейк А. Наркотики.-М., 2001.
5).Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М., 1987.-С. 76-80.
6).Снайдерс Д. Курс выживания для подростков.-М., 1995.
 
Литература для учителя
 
1).Кривцова С.В. Тренинг,учитель и проблемы дисциплины.-М.: Генезис,1997.
2).Кривцова С.В. Махматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростком.-М.: Инсайт,1993.
3).Обозов Н.Н. Межличностные отношения.-Л.: Изд-во ЛГУ,1989.
4).Предупреждение подростковой и юшошеской наркомании /Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисицкого, И.Б. Орешниковой.-М., 2000.
5)Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.-М.: Мир,1999.
6).Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.: Просвещение, 1992.
7).Соловов А.В. Навыки жизни.-М., 2000.
8).Тренинг развития жизненных целей /Под ред. Е.Г. Трошихиной.-СПб.: Речь, 2001.