Межпредметный курс «Навыки жизни»
(для учащихся 8-х классов, рассчитан на 10 часов)
Данная программа является психологическим сопровождением формирования здорового образа жизни. Работа по профилактике аддиктивного поведения у школьников - это не столько специальные знания о наркотиках, алкоголе, СПИДе, сколько система воспитания и развития личности, формирования социально-психологических навыков, помогающих
детям и подросткам делать собственный выбор.
.Основная цель-развитие и модификация поведенческих стратегий, способствующих совладанию с требованиями среды. Развитие ресурсов личности, позволяющих подростку делать осознанный выбор. Обучение навыкам совладания с негативными переживаниями и стрессом.
Задачи- обучить важнейшим социальным навыкам, способствующим успешной социальной адаптации- «навыкам жизни»:
- коммуникативные навыки;
- умению использовать позитивные методы решения конфликтных ситуаций;
- умению сделать положительный выбор в сложной жизненной ситуации;
- навыкам сопротивления к употреблению ПАВ;
- навыкам самозащиты и предупреждения проблем.
Предполагаемый результат- научиться самостоятельно принимать наиболее эффективные позитивные решения в различных жизненных ситуациях.
Программа курса
Тема |
Содержание |
Форма организации |
Прогнозируемый результат |
1.Тренинг навыков самоосознания и самооценки. |
Знакомство с понятиями «самооценка», «самоуваже-
ние», «саморазвитие». Навыки адекватной самооценки.
|
Тренинг.
Игра «Кто Я?» |
Осознание различных сторон собственной личности. |
2.Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективнос-
ти. |
Понятия: «самоконтроль»
и «самоэффективность».
Формирование навыков самоконтроля. Формула «Скажи себе “Стоп!». Формирование навыков самоэффективности. |
Тренинг. Ролевые игры. |
Сформированные навыки внутреннего диалога в сложных ситуациях. |
3.Тренинг комунникатив-
ных навыков. |
Формирование навыков идентификации и
разделения эмоционального состояния другого человека, развитие способности вставать на позицию другого, принимать его роль. Отработка навыков эффективного общения. |
Тренинг.
Ролевая игра. |
Сформированные навыки задавания вопросов, навык «начало беседы», «принятие критики», «аргументации своей точки зрения», «преодоления обвинения» и т.д. |
4.Жизненные навыки и стра-
тегии преодо-
ления проблем. |
Жизненные события как причины стресса. Основные способы совладания с проблемами:
изменение ситуации, изменение восприятия проблемы, совладание со стрессом, который порожден проблемой. Разные типы поведения в стрессе. Эффективное и неэффективное поведение. Наркотик как неэффективный способ решения проблем и преодоления стресса. |
Видеолекция.
Ролевая игра. |
Составление банка жизненных проблем. |
5.Тренинг навыков разрешения проблем. |
Этапы разрешения проблемы.
Ориентация в проблеме. Определение и формулиро-
вание проблемы. Генерация альтернатив. Принятие решения. Выполнение решения и проверка. Отработка навыка решения проблем в малых группах. Развитие способности к выдвижению альтернатив в разрешении типичных сложных ситуаций. Методы самоконтроля выполнения собственных решений. |
Тренинг.
Видеолекция. |
Уметь выбирать наиболее эффек-тивные возможности решения проблемы. |
6.Тренинг навыков принятия решений. |
Навыки дифференциации повседневных и жизненно важных решений. Модель принятия решений «Остановись и подумай»,
«Шаг за шагом». |
Тренинг.
Ролевая игра. |
Уметь определять разницу между повседневными решениями жизненно-важными.
|
7.Тренинг поиска социальной поддержки. |
Диагностика ресурсов социального окружения подростка. Понятие социально-поддерживающей системы. Поведенческие стратегии поиска и оказания социальной поддержки. Принципы развития социально-поддерживающей системы. Обучение методам поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях. Отработка навыков «просьба о помо-
щи», «выражение благодарности». |
Тренинг.
Ролевая игра. |
Уметь оказывать соц. Поддержку в стрессовых и проблемных ситуациях. |
8.Портрет наркомана. |
Моя позиция – «Нет!». Знакомство с особенностями поведения, чертами личности тех, кто употребляет наркотики. Приемы вовлечения в наркотизацию. Навыки отказа от первой пробы. |
Видеолекция
Игра. |
Выработанная внутренняя позиция против наркотиков. |
Литература для учащихся
1).Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1978, С. 55-58, 72.
2).Кузьмина Е.И. Психология свободы.-М.: Изд-во МГУ, 1994.
3).Мудрик А.В. Общение школьников.-М.: Знание, 1987.
4).Нейк А. Наркотики.-М., 2001.
5).Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М., 1987.-С. 76-80.
6).Снайдерс Д. Курс выживания для подростков.-М., 1995.
Литература для учителя
1).Кривцова С.В. Тренинг,учитель и проблемы дисциплины.-М.: Генезис,1997.
2).Кривцова С.В. Махматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростком.-М.: Инсайт,1993.
3).Обозов Н.Н. Межличностные отношения.-Л.: Изд-во ЛГУ,1989.
4).Предупреждение подростковой и юшошеской наркомании /Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисицкого, И.Б. Орешниковой.-М., 2000.
5)Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.-М.: Мир,1999.
6).Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.: Просвещение, 1992.
7).Соловов А.В. Навыки жизни.-М., 2000.
8).Тренинг развития жизненных целей /Под ред. Е.Г. Трошихиной.-СПб.: Речь, 2001.