Пояснительная записка
Курс по выбору «Поисковые системы в сети Интернет» предусмотрен для учащихся 8-х классов, в рамках организации предпрофильной подготовки учащихся. По виду данный курс является межпредметным, а точнее надпредметным, т.е. развивающим информационно-коммуникативные способности учащихся. Однако данный курс, можно использовать в качестве ориентационного, т. е. курса, призванного заинтересовать и привлечь учащихся к выбору дальнейшего обучения на информационно-математическом профиле.
С учетом этого основной целью данного курса является ориентация учащихся 8-х классов на посещение курсов по выбору информационно-математического направления, тем самым, помогая учащимся с выбором ими дальнейшего профиля обучения. На изучение курса отводится 6 учебных часов.
Предметной целью курса является:
- формирование навыков осознанного практического использования средств Интернета для своей дальнейшей учебной деятельности в рамках любого профиля на старшей ступени.
Задачи, решаемые в ходе реализации данного курса:
- выявление возможностей и особенностей различных служб Интернета, как источников информации для решения собственной конкретной проблемы;
- способы разрешения проблемы поиска нужной информации в сети, поиск информации по заданному условию;
- понятие поисковых систем (серверов) в Интернете, знакомство с поисковыми системами (Rambler, Yandex, Апорт);
- выявления отличительных и схожих методов работы в различных поисковых системах (Rambler, Yandex, Апорт);
- знакомство и отработка навыков поиска информации в различных поисковых системах;
- сбор и обработка информации на определенную тему посредством поисковых систем в Интернете, решение своей конкретной информационной задачи;
- знакомство с основными правилами работы с информацией в Интернете, элементы информационной культуры (понятие об авторском праве, копирование информации, использование продуктов информационной деятельности человека, защита от компьютерных вирусов и спама);
- показать привлекательность и преимущества использования ИКТ в учебной деятельности учащихся.
Исходя из задач, которые решаются в результате преподавания данного курса, следует: курс «Поисковые системы в сети Интернет» предназначен для всех учащихся, не зависимо от выбранного или не выбранного ими будущего профиля.
Основной формой работы учащихся является самостоятельная практическая деятельность над созданием собственного информационного проекта, посредством поисковых систем Интернета, а так же групповое и общее обсуждение различных вопросов. Так, как предусмотрена индивидуальная работа каждого учащегося с Интернетом, то количество слушателей не должно превышать 11 человек (ограниченно количеством имеющихся компьютеров с выходом во всемирную компьютерную сеть Интернет). Предполагается, что учащиеся владеют первоначальными навыками работы в Интернет-браузерах (пропедевтический курс информатики).
Основным результатом учащихся по окончанию данного курса, по которому можно будет определить уровень реализации цели, будет являться собранный, структурированный, проанализированный, приготовленный к печати текстовый документ (проект), в котором имеется информация, отвечающая на поставленную задачу перед учащимся в начале курса.
Программа курса
«Поисковые системы в сети Интернет»
Название темы |
Количество часов |
Всего |
Теория |
Практика |
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Основные службы и возможности сети Интернет. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Поисковые системы в сети Интернет |
4 |
1 |
3 |
3. Индивидуальная работа над проектом |
1 |
- |
1 |
Планирование занятий курса «Поисковые системы в сети Интернет»
Номер занятия |
Тема |
Содержание занятий/ формы организации деятельности слушателей |
Прогнозируемый результат деятельности учащихся |
1 |
Интернет – мощный источник информации |
Основные службы Интернета, их назначения и принципы работы. Преимущества и недостатки Интернета, как источника информации.
Определение темы своего проекта каждым учащимся (тема определяется индивидуально, в зависимости от интересов учащихся). Структура индивидуального проекта. |
Индивидуальная работа учащихся с бумажными и электронными источниками информации. Групповое обсуждение. (1 группа – «преимущества», 2 группа – «недостатки» Интернета). Коллективное обсуждение проблемы данного вопроса (группы формируются по желанию учащихся). |
Четкое представление у учащихся об основных «плюсах» и «минусах» Интернета как источника информации. Сравнительная таблица тех и других. Вывод о целесообразности использования средств Интернета, при соблюдении особых условий. Определение каждым учащимся темы, своего информационного проекта, которая согласуется с его запросами и интересами. |
2 |
Поисковые системы |
Понятие поисковых систем. Их назначение и принципы функционирования. Знакомство и работа с www.rambler.ru. Условия поиска информации. Сложные условия и правила их использования в rambler. Результативность и КПД поиска. Поиск основных статей по тематике своего проекта. Элементы информационной культуры (авторское право, смежные права, использование готовой информации). Сохранение информации на жесткий диск. Антивирусная профилактика.
|
Выход в Интернет. Индивидуальная практическая работа с поисковой системой www.rambler.ru. Поиск информации по условию. Составление запросов с использованием логических элементов. Отработка навыков поиска информации.
Коллективная работа по составлению таблицы основных параметров и характеристик rambler (КПД, запись логических элементов OR и AND, общий объем доступных каталогов и документов, скорость поиска). Знакомство с законом «Об авторских и смежных правах». Практическая работа по поиску информации и копировании ее на жесткий диск. Проверка ее на вирус. |
Знания основных возможностей rambler, правила записи различных запросов. Сформированные навыки поиска информации с помощью rambler. Заполненная таблица с основными характеристиками rambler. Найденные (две) статьи по тематике своего проекта, сохраненные на жесткий диск. Умение пользоваться антивирусными программами, и проверять с их помощью нужные каталоги.
Знание основных положений закона «Об авторских и смежных правах», ситуациях, в которых возможно использование чужого интеллектуального труда. |
3 |
Работа в поисковой системе www.yandex.ru |
Знакомство и работа с www.yandex.ru. Условия поиска информации. Сложные условия и правила их использования в yandex. Результативность и КПД поиска. Поиск информации, раскрывающий теоретическую основу тематики своего индивидуального проекта . |
Выход в Интернет. Индивидуальная практическая работа с поисковой системой www.yandex.ru. Поиск информации по условию. Составление запросов с использованием логических элементов. Отработка навыков поиска информации.
Индивидуальная работа по составлению таблицы основных параметров и характеристик yandex (КПД, запись логических элементов OR и AND, общий объем доступных каталогов и документов, скорость поиска). Поиск информации для собственного индивидуального проекта (теоретические положения) |
Знания основных возможностей yandex, правила записи различных запросов. Сформированные навыки поиска информации с помощью yandex. Заполненная таблица с основными характеристиками yandex. Найденный материал по тематике своего проекта, сохраненный на жесткий диск.
|
4 |
Работа в поисковой системе www.aport.ru |
Знакомство и работа с www.aport.ru. Условия поиска информации. Сложные условия и правила их использования в aport. Результативность и КПД поиска. Поиск информации, иллюстрирующий материал тематики своего индивидуального проекта (графики, рисунки, таблицы, фотографии) |
Выход в Интернет. Индивидуальная практическая работа с поисковой системой aport. Поиск информации по условию. Составление запросов с использованием логических элементов. Отработка навыков поиска информации.
Индивидуальная работа по составлению таблицы основных параметров и характеристик aport (КПД, запись логических элементов OR и AND, общий объем доступных каталогов и документов, скорость поиска). Поиск информации для собственного индивидуального проекта (иллюстративный материал) |
Знания основных возможностей aport, правила записи различных запросов. Сформированные навыки поиска информации с помощью aport. Заполненная таблица с основными характеристиками aport. Найденный материал по тематике своего проекта, сохраненный на жесткий диск.
|
5 |
Особенности различных поисковых систем. Тематические поисковые системы |
Основные особенности различных поисковых систем. Целесообразность выбора той или иной системы, в зависимости от типа нужной информации. Посещение других поисковых систем. Тематические поисковые системы (архивы баз данных по различным каталогам). Доработка своего проекта (поиск источников информации по данной теме) |
Индивидуальная работа учащихся по составлению общей (сводной) таблицы по использованию поисковых систем (рэмблер, яндекс и апорт), в зависимости от того, какой тип информации ищется. Групповое обсуждение результатов данной таблицы.
Практические индивидуальные задания на поиск информации в тематических поисковых системах. Интернет-порталы. Выполнение задания по собственному проекту. |
Готовая общая таблица по особенностям поисковых систем (рэмблер, яндекс и апорт). Знания, в каком случае использовать ту, или иную поисковую систему.
Черновой вариант своего индивидуального проекта. |
6 |
Заключительное занятие |
Форматирование и редактирование информации, собранной в ходе создания своего проекта. Создание из нее текстового документа средствами MS Word (в соответствии с требованиями). Представление своего текстового документа (проекта) |
Индивидуальная практическая работа по форматированию и редактированию своего текстового документа (проекта). Индивидуальные консультации с руководителем по структуре и оформлению документа. Представление своего информационного проекта |
Готовый к распечатке текстовый документ, содержащий информацию, раскрывающую тему своего проекта. Документ должен соответствовать предъявляемым структуре и требованиям по оформлению.
Готовность учащихся посещать следующие курсы по выбору (информационно-математический профиль) или сменить направленность курсов по выбору. |
Литература для учащихся по данному курсу
1. Гейн А.Г. Информатика: Учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений/А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002. – 255 с.: ил
2. Кадыров А.Р. Локальные и глобальные компьютерные сети. Лабораторный практикум для учащихся 8-х классов. – Куеда, 2003
3. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. 6-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Нолидж, 1999
4. Семакин И.Г. Информатика 10-й класс/И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
5. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.
6. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.
7. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.
8. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА – М, 1999 – 480.
9. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 – 336 с.
10. Материалы CD ROM: «Практический курс. Internet Explorer 5.0». Кирилл и Мефодий, 2001г.
Учебно-методическая литература для учителя
(источники, на основе которых разработан данный курс и источники для методического сопровождения курса)
1. А.А. Дуванов. Интернет для начинающих// Информатика, №21 / 1999 г.
2. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/Под ред. Н.К. Хеннера. – М.: Изд. Центр «АКАДЕМИЯ», 200. – 816 с.
3. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/Под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2001. – 624 с.
4. Об авторском праве и смежных правах. Закон Российской Федерации.//ИНФО, №1 / 94г.
5. С.Г. Никитенко. Интернет для учителя информатики. // Информатика, №16 / 2001 г.
6. Симонович С.В. INTERNET: Лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы в Интернете. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002 – 720 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тезаурус
Поисковые системы – специальные интернет-серверы, предназначенные для поиска информации в Интернете по заданному условию. Поисковые серверы делятся на два типа: поисковые каталоги (тематический поиск); поисковые индексы (системы общего алфавитного указателя).
Рамблер – поисковая система (индекс) российской части Интернета (Рунет). (www.rambler.ru) .
Яндекс – поисковая система (индекс) российской части Интернета (Рунет). (www.yandex.ru).
Апорт – поисковая система (индекс) российской части Интернета (Рунет). (www.aport.ru).
Спам – огромный поток не информативной (ненужной) информации, который рассылается абонентам сети Интернет.
Примерная структура и требования по созданию своего
информационного проекта
Тема проекта.
Цель проекта.
Оглавление.
Введение. Две научные статьи (о проблемах, актуальности, необходимости
данной проблемы)
Основная часть
1. Теоретический материал, раскрывающий сущность данной проблемы
(объем: 2 – 3 печатных листа)
2. Графический материал (графики, таблицы, фотографии), иллюстрирующий теоретические положения данной проблемы
(объем: 4 – 5 графических объекта)
Источники информации из которых собран материал, и из которых можно еще
почерпнуть дополнительную информацию
(не менее 15 источников)