Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куединская средняя общеобразовательная школа № 2 - Базовая школа

Математические методы решения физических задач на движение

 

Курс по выбору «Математические способы решения

физических задач на движение»

 

Пояснительная записка

 

Курс по выбору «Математические способы решения физических задач на движение» предназначен для учащихся 8-9-х классов в рамках организации предпрофильной подготовки учащихся. По виду курс является межпредметным, интегрирующим знания из области математики и физики и ориентирующий учащихся на продолжение обучения в информационно-математическом профиле. Курс направлен на расширение представления об изучаемом в основном курсе материале, на знакомство с новыми идеями и методами, умение применить математические знания на практике при решении физических задач.

            Цель курса: Формирование навыков моделирования  (представления) аналитических задач графически; развитие логического мышления, интуиции, воображения.

Основные задачи курса:

.       научиться представлять аналитическое условие задачи на движение графически и наоборот;

.       научиться понимать  (находить) в условии математической задачи физический смысл;

.       показать на примерах решения задач на движение различие способов оформления решения в математике и в физике.

 

Основной формой работы учащихся является самостоятельная практическая деятельность. Основным результатом учащихся по окончании данного курса будет являться презентация подборки текстовых задач и их решение средствами математики и физики (не менее 5 задач, желательно из различных разделов физики).

Программа курса

«Математические способы решения физических задач на движение»

 

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Физический и математический смысл в задачах на движение. Различные способы моделирования задач на движение.

1

0,5

0,5

Решение задач на нахождение средней скорости математическими и физическими средствами.

1

-

1

  Графическое представление текстовых задач, составление аналитического условия задачи по графику функции

2

0,5

1,5

Движение по прямой: план и реальность.

1

-

1

Прямолинейное движение не по одной прямой

1

-

1

Совместное движение. Движение с дополнительной скоростью (относительность движения)

2

0,5

1,5

  Индивидуальная работа (подбор и решение физических задач средствами математики)

2

-

2

 

 

 

 Планирование занятий курса

 

Номер занятия

Тема

Содержание занятий/ формы организации деятельности слушателей

Прогнозируемый результат деятельности учащихся

1

Физический и математический смысл в задачах на движение. Различные способы моделирования задач на движение.

Теория: допущения, которые принимаются при решении задач на движение.

Повторение формул прямолинейного движения. Графическое и табличное  моделирование задачи.

Индивидуальная работа учащихся с бумажными источниками информации. Беседа. Работа в парах, индивидуальная работа  при решении задач.

Осознание основных различий понятия «движения» с точки зрения математики и физики.

2

Решение задач на нахождение средней скорости математическими и физическими средствами.

Решение задачи на нахождение средней скорости средствами математики и физики. Сравнение средств.

Работа в парах, индивидуальная работа  при решении задач.

 Осознание различия физических и математических подходов к решению одной и той же задачи. Умение записывать решение задачи математическими и физическими средствами.

3

Графическое представление текстовых задач, составление аналитического условия задачи по графику функции.

Теория: виды функций, с помощью которых можно описать движение. Решение задач (средствами математики, физики и графически)

Групповая работа (мини математический бой)

Умение работать в группах, умение оппонировать, слушать, доказывать свою точку зрения,

4

Графическое представление текстовых задач, составление аналитического условия задачи по графику функции.

Практическая работа

Индивидуальная работа по решению задач. Построение графиков, составление задач

Умение переходить от аналитического  представления движения к графическому и наоборот.

5

Движение по прямой: план и реальность.

Решение задач (средствами математики, физики и графически)

Групповая работа (мини математический бой)

Умение работать в группах, умение оппонировать, слушать, доказывать свою точку зрения,

6

Прямолинейное движение не по одной прямой

Самостоятельное решение задач с последующим обсуждением подходов к решению.

Сравнение способов решения, выбор рационального, красивого.

Индивидуальная работа, работа в парах.

Умение применять способы решения задач по одной прямой при решении задач по перпендикулярным прямым.

7

Совместное движение. Движение с дополнительной скоростью (относительность движения)

Теория: зависимость между расстоянием и скоростью между телами от направления движения

Индивидуальная работа учащихся с бумажными источниками информации. Беседа. Работа в парах, индивидуальная работа  при решении задач.

Осознание связи теории относительности в физике с движением с дополнительными условиями в математике.

8

Совместное движение. Движение с дополнительной скоростью (относительность движения)

Решение задач (средствами математики, физики и графически)

Групповая работа (мини математический бой). Домашнее задание: подбор и решение физических задач средствами математики

Умение работать в группах, умение оппонировать, слушать, доказывать свою точку зрения,

9

  Индивидуальная или групповая работа (подбор и решение физических задач средствами математики)

Подбор материала, составление презентации

 

 

10

  Представление презентации

 

 

Готовность учащихся попробовать свои силы на предметных курсах информационно-математического профиля (или же изменить  направленность посещаемых курсов по выбору).

 

Литература для учащихся по данному курсу

 

1.      Кузнецова Л.В., Бунимович Е.А., Пигарев Б.П., Суворова С.Б. Алгебра. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы 9 класс. –М.: «Дрофа», 2002.

2.      Иванов А. П. Тесты и контрольные работы по математике. – М.: Изд-во МФТИ, 2000

3.      Рымкевич А.П. Физика 9 - 11 классы. –М.: «Дрофа», 1999.

4.      Сборник задач по физике 7 – 9 классы

 

Учебно-методическая литература для учителя

 

1.      Попов Ю.П. Математика в образах. – М.: Изд-во «Знание», 1989.

2.      Ерина Т.М. Задачи на движения «Математика для школьников»,  №3.2005.

3.      Варшавский И.К. и др. Текстовые задачи на ЕГЭ, «Математика для школьников»,  №3.2005.

4.      Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики, «Математика», №18, 2005, стр.30.

5.      Шевкин А.В. Решайте задачи проще, «Математика для школьников»,  №4.2005.

6.      Тоом А.Текстовые задачи: приложения или умственные манипулятивы, «Математика», №47, 2004, стр.2.

7.      Булынин В. применение графических методов при решении текстовых задач, «Математика», №14, 2005, стр.39.

8.      Лебедев В., Анализ и решение текстовых задач.  «Математика», №41,2000, стр.8.

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"