Положение о курсах по выбору
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано с целью регламентации преподавания курсов по выбору, как составной части предпрофильной подготовки учащихся 8 – 9-х классов.
1.2. Курсы по выбору – учебные курсы, не обязательные для посещения, способствующие самоопределению учащихся основной ступени обучения в отношении профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе. Данные курсы решают ряд специфических образовательных задач:
- создание условий для освоения способов деятельности (проба сил), необходимых в том или ином профиле обучения, а также и в дальнейшей профессиональной деятельности;
- знакомство учащихся с миром профессий, возможностями продолжения образования и вариантами социальной карьеры в конкретной социокультурной ситуации, формирование способности и готовности у учащихся к осознанному выбору, самоопределению.
1.3. Курсы по выбору в ОУ образуют систему, состоящую из трех блоков, ориентирующих учащихся на продолжение обучения в одном из трех сформированных на старшей ступени профилей.
2. Общие требования к курсам по выбору
2.1. Курс по выбору строится так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы.
2.2. Содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Содержание курса по выбору не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения.
2.3. Курсы по выбору должны способствовать положительной мотивации, помочь ученикам проявить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержания курсов по выбору может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
2.4. Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор, то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.
2.5. Курсы по выбору должны быть ознакомительными, краткосрочными и часто сменяемыми. Максимальная продолжительность одного курса – одна учебная четверть. Минимальная продолжительность – 4 часа.
3. Виды курсов по выбору
3.1. В соответствии с разработанной и принятой к реализации школьной моделью ППП в МОУ реализуются следующие виды курсов по выбору:
· ориентационные;
· межпредметные (интегрированные);
· предметные пробы;
· подготовительные (предметные).
3.2. Ориентационные курсы предназначены для привлечения как можно большего количества школьников на один из профилей обучения, организованных на третьей ступени нашего ОУ. Содержание курсов данного вида не должно быть теоретизированным, отражать виды деятельности учащихся на данном профиле, который представляет данный курс. Продолжительность данных курсов не должна превышать 8 часов.
3.3. Межпредметные курсы предназначены для выявления и формирования надпредметных способностей учащихся. Содержание курсов данного вида должно интегрировать содержание основных предметов выбираемого профиля и виды деятельности учащихся на этих дисциплинах. Продолжительность курсов данного вида не превышает 12 часов.
3.4. Предметные пробы предназначены для отбора учащихся, способных для обучения на данном профиле. Содержание курсов должно быть таким, чтобы оно смогло погрузить и поставить учащихся в рамки профильного обучения. На курсах этого вида учащиеся проходят учебные пробы, результат которых помогает учащимся в принятии осознанного решения. Продолжительность данных курсов не должна превышать 15 часов.
3.5. Подготовительные курсы предназначены для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по предметам выбранного профиля. Объем курсов данного вида составляет 10 часов.
4. Организация курсов по выбору
4.1. Набор предлагаемых курсов носит вариативный характер, их количество должно быть избыточным. Набор курсов по выбору (их «ассортимент») в школе намечается в конце мая каждого учебного года на основе соответствующего анкетирования учащихся 7-х классов, родителей, педагогов. Курс проводится в следующем учебном году, если его выбрало не менее 5 учащихся.
4.2. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утверждёнными МО РФ. В случае отсутствия программ по профилям, которые были заявлены учащимися, преподавание ведётся по программам, разработанным педагогами школы. Авторские программы рассматриваются на школьном экспертно-методическом совете, проходят внешнюю экспертизу (рецензируются методистами ММЦ), утверждаются директором ОУ. Авторские программы должны учитывать особенности школьников, интересующихся профилями на старшей ступени нашего ОУ; знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся; опираться на школьную программу, но не дублировать её, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений.
4.3. По окончании курса по выбору учащиеся выполняют зачетную работу: презентацию, реферат, выступление, тестирование, участие в выставке и т.п. Результаты зачета заносятся в дневник по ППП.
4.4. Программа курса по выбору должна содержать:
1) Пояснительную записку, включающую в себя:
· цель и задачи курса;
· основные идеи, положенные в содержание и формы деятельности учащихся в рамках данного курса;
· особенности в организации занятий курса;
· продолжительность курса;
· предполагаемый результат.
2) Планирование занятий курса, в котором должна быть представлена следующая информация;
· номер занятия и его тема;
· основное содержание занятий;
· основные формы организации деятельности учащихся;
· предполагаемый результат занятия.
3) Список дополнительной литературы по данной теме для учащихся;
4) Список методической литературы для учителя;
5) Тезаурус (необязательный раздел программы);
6) Приложения (в них могут содержаться темы проектов, дидактические материалы и т.д.)
4.5. Преподавание курсов по выбору ведётся по специальному расписанию, с которым учащиеся знакомятся за три дня до их начала.
4.6. Посещение учащимися занятий курсов по выбору и выполнение программы фиксируется в специальном журнале.
4.7. Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена: анализом отметок по предметам, связанным с этим курсом; количественным анализом проектной деятельности учащихся, количеством проведённых исследовательских работ на курсе; проведением анкетирования учащихся, целью которого является исследование уровня удовлетворённости школьников курсами по выбору.
4.8. Ориентационные курсы для учащихся 8-х классов проводятся в первой и четвертой учебных четвертях. Для учащихся 9-х классов во второй четверти. Межпредметные курсы для учащихся 8-х классов во II – III-ей четвертях. Для учащихся 9-х классов в I-ой и III-ей четвертях. Предметные пробы для учащихся 8-х классов организуются в III-ей четверти. Для учащихся 9-х классов – во II-ой и III-ей учебных четвертях. Подготовительные курсы проводятся для девятиклассников в IV-ой четверти.