Межпредметный курс «Познай себя!»
Цели:
Выявить надпредметные способности учащихся
Расширить ЗУН(ы) учащихся в процессе теоретических и самостоятельных практических занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей в физическом совершенствовании.
Задачи:
содействие ориентации учащихся к деятельности в рамках оборонно-спортивного профиля;
развитие профессиональных навыков работы в оценке собственного уровня физической подготовки (развитие физических качеств);
развитие мышления учащихся;
Идея в содержании курса. В основу содержания курса положено определение каждым учащимся индивидуального уровня физической подготовки, оценка общего уровня физической подготовки и знание (на этот момент) своего двигательного возраста.
Особенности в содержании курса.
Индивидуальная работа учащихся с формулами для вычисления физической подготовки, общего уровня физической подготовки
Индивидуальная работа учащихся с таблицей возрастных оценочных параметров и сравнение своих результатов с нормативами из таблицы, знание своего итогового результата.
Выполнение упражнений для расчета своего двигательного возраста.
Основной формой организации учащихся на курсе является самостоятельная практическая деятельность для определения общего уровня физической подготовки, а также индивидуальное, групповое и коллективное обсуждение различных вопросов.
Результатом по окончанию данного курса будут являться полученные знания и умения самостоятельно определять и вычислять: уровень физической подготовки, общий уровень физической подготовки.
В соответствии с этим, знание (по проведенным тестам) о своих сильных и слабых сторонах в физической подготовке. Сформированные умения по устранению отставания своего физического развития (по сравнению с нормативами для данного возраста) с помощью комплексов физических упражнений, а также других двигательных действий во время самостоятельных, урочных и других занятиях.
№ |
Тема |
Содержание |
Формы организации занятий |
Прогнозируемый результат |
1 |
Возможности человеческого организма |
Рассказ «Преодоление» (врачи обрекли героя на неподвижность), а физкультура вернула его к жизни). О возможностях органов дыхания и кровообращения под влиянием занятий физическими упражнениями. |
Коллективная работа, индивидуальная работа, сравнение данных дыхательной и кровеносной систем спортсменов и людей, не занимающихся спортом (подсчет разницы некоторых данных). |
Понять, что систематические занятия и работа над собой способствуют совершенствованию каждого человека. Понять, как и насколько возможности органов дыхания и кровообращения изменяются под влиянием занятий физическими упражнениями (в сравнении данных занимающихся и не занимающихся физкультурой людей). |
2 |
Как стать чемпионом – для себя. |
Хорошее телосложение и выдающиеся физиологические особенности организма – это лишь благоприятные предпосылки, задатки. Успех приходит только после напряженного труда.
Развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и координационных способностей – путь к успеху. |
Коллективное обсуждение, групповая работа. |
Знать, что твоя физическая подготовка, это то, насколько развиты твои физические качества. Знать все физические качества, двигательные действия и упражнения, где необходимы: ловкость и координационные способности, быстрота, выносливость, гибкость. |
3-4 |
Проверь себя |
Знакомство с правильностью выполнения тестов, проведение тестирования, отжимания в положении упор лежа (количество раз), прыжки в длину с места (см), поднимание туловища (количество раз за 30 секунд), вис на перекладине (сек), наклон туловища вперед (см). |
Коллективная, индивидуальная работа учащихся (фиксирование своих результатов), групповая работа. |
Знания о правильности проведения тестов, умение их проводить. |
5-6 |
Как проверить себя |
Работа с таблицей возрастных оценочных нормативов (тестов). Написание формул для вычисления физической подготовки и подставления своих результатов в формулы (для вычисления каждым учащимся своих данных). Работа с графиком индивидуального профиля физической подготовки. Определение ОУФП (общего уровня физической подготовки) по формуле и поиск на графике. Определение своего двигательного возраста. |
Индивидуальная (поиск своего результата в таблице), вычисление по формулам. Сравнение и анализ, вычисление по данной формуле. |
Умение работать с таблицей и формулами. Умение вычислять. Знание своих сильных и слабых сторон в физической подготовке и их оценку в соответствии с графиком по каждому тесту. Знание своего ОУФП и оценки. Знание своего двигательного возраста. Умение анализировать свои полученные результаты в соответствии с возрастом, полом. |
7-8 |
Физические качества: быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость. |
Рассказ о каждом из физических качеств и упражнении, с помощью которых их можно развивать. |
Индивидуальный подбор комплексов упражнений для улучшения развития западающих индивидуальных качеств. Коллективное обсуждение «Что тебе необходимо делать сейчас и в дальнейшем, чтобы поддержать свою физическую подготовку. |
Знать физические качества и упражнения для их развития. Составленный комплекс упражнений и двигательных действий для улучшения развития двигательных качеств. |
Литература для учащихся
1. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. «Физическая культура» (9,11кл.) – М, АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2005.
2. Лях В.Н. «Физическая культура» (5-9кл.) – М., «Просвещение», 2001.
3. Родиченко В.С. и др. «Твой олимпийский учебник»; Олимпийский комитет России, - М; Сов. Спорт; Физкультура и спорт, 1996.
Литература ( научно-методическая)
1. Погодаев Г.И. «Настольная книга учителя физической культуры», - М; Физкультура и спорт, 2000.
2. Сидоров Е.П. «Анатомия для поступающих в ВУЗы» – М; Уникум-Центр,1998.
3. Татаринцев В. «Преодоление», гл. «Физкультура и спорт» №1, 1986.
4. Виноградов П.А., Гуськов С.Н. «Президентские состязания», «Физкультура и спорт», Издательство «Знание», М. 1990 №2.