Навыки жизни

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куединская средняя общеобразовательная школа № 2 - Базовая школа

Навыки жизни

 

Межпредметный курс «Навыки жизни»

 

(для учащихся 8-х классов, рассчитан на 10 часов)

 

Данная программа является психологическим сопровождением формирования здорового образа жизни. Работа по профилактике аддиктивного поведения у школьников - это не столько специальные знания о наркотиках, алкоголе, СПИДе, сколько система воспитания  и развития личности, формирования социально-психологических навыков, помогающих 

детям и подросткам делать собственный выбор.

.Основная цель-развитие и модификация поведенческих стратегий, способствующих совладанию с требованиями среды. Развитие ресурсов личности, позволяющих подростку делать осознанный выбор. Обучение навыкам совладания с негативными переживаниями и стрессом.

 Задачи- обучить важнейшим социальным навыкам, способствующим успешной социальной адаптации- «навыкам жизни»:

- коммуникативные навыки;

- умению использовать позитивные методы решения конфликтных ситуаций;

- умению сделать положительный выбор в сложной жизненной ситуации;

- навыкам сопротивления к употреблению ПАВ;

- навыкам самозащиты и предупреждения проблем.

 Предполагаемый результат- научиться самостоятельно принимать наиболее эффективные позитивные решения в различных жизненных ситуациях.

 

 

 

Программа курса

Тема

Содержание

Форма организации

Прогнозируемый результат

1.Тренинг навыков самоосознания и самооценки.

Знакомство с понятиями «самооценка», «самоуваже-

ние», «саморазвитие». Навыки адекватной самооценки.

 

Тренинг.

Игра «Кто Я?»

Осознание различных сторон собственной личности.

2.Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективнос-

ти.

Понятия: «самоконтроль»

и «самоэффективность».

Формирование навыков самоконтроля. Формула «Скажи себе “Стоп!». Формирование навыков самоэффективности.

Тренинг. Ролевые игры.

Сформированные навыки внутреннего диалога в сложных ситуациях.

3.Тренинг комунникатив-

ных навыков.

Формирование навыков идентификации и

разделения эмоционального состояния другого человека, развитие способности вставать на позицию другого, принимать его роль. Отработка навыков эффективного общения.

Тренинг.

Ролевая игра.

Сформированные навыки задавания вопросов, навык «начало беседы», «принятие критики», «аргументации своей точки зрения», «преодоления обвинения» и т.д.

4.Жизненные навыки и стра-

тегии преодо-

ления проблем.

Жизненные события как причины стресса. Основные способы совладания с проблемами:

изменение ситуации, изменение восприятия проблемы, совладание со стрессом, который порожден проблемой. Разные типы поведения в стрессе. Эффективное и неэффективное поведение. Наркотик как неэффективный способ решения проблем и преодоления стресса.

Видеолекция.

Ролевая игра.

Составление банка жизненных проблем.

5.Тренинг навыков разрешения проблем.

Этапы разрешения проблемы.

Ориентация в проблеме. Определение и формулиро-

вание проблемы. Генерация альтернатив. Принятие решения. Выполнение решения и проверка. Отработка навыка решения проблем в малых группах. Развитие способности к выдвижению альтернатив в разрешении типичных сложных ситуаций. Методы самоконтроля выполнения собственных решений.   

Тренинг.

Видеолекция.

Уметь выбирать наиболее эффек-тивные возможности решения проблемы.

6.Тренинг навыков принятия решений.

Навыки дифференциации повседневных и жизненно важных решений. Модель принятия решений «Остановись и подумай»,

«Шаг за шагом».

Тренинг.

Ролевая игра.

Уметь определять разницу между повседневными решениями жизненно-важными.

 

7.Тренинг поиска социальной поддержки.

Диагностика ресурсов социального окружения подростка. Понятие социально-поддерживающей системы. Поведенческие стратегии поиска и оказания социальной поддержки. Принципы развития социально-поддерживающей системы. Обучение методам поиска и оказания социальной поддержки в стрессовых и проблемных ситуациях. Отработка навыков «просьба о помо-

щи», «выражение благодарности».     

Тренинг.

Ролевая игра.

Уметь оказывать соц. Поддержку в стрессовых и проблемных ситуациях.

8.Портрет наркомана.

Моя позиция – «Нет!». Знакомство с особенностями поведения, чертами личности тех, кто употребляет наркотики. Приемы вовлечения в наркотизацию. Навыки отказа от первой пробы.

Видеолекция

Игра.

Выработанная внутренняя позиция против наркотиков.

 

 

 

Литература для учащихся

 

1).Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1978, С. 55-58, 72.

2).Кузьмина Е.И. Психология свободы.-М.: Изд-во МГУ, 1994.

3).Мудрик А.В. Общение школьников.-М.: Знание, 1987.

4).Нейк А. Наркотики.-М., 2001.

5).Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М., 1987.-С. 76-80.

6).Снайдерс Д. Курс выживания для подростков.-М., 1995.

 

Литература для учителя

 

1).Кривцова С.В. Тренинг,учитель и проблемы дисциплины.-М.: Генезис,1997.

2).Кривцова С.В. Махматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростком.-М.: Инсайт,1993.

3).Обозов Н.Н. Межличностные отношения.-Л.: Изд-во ЛГУ,1989.

4).Предупреждение подростковой и юшошеской наркомании /Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисицкого, И.Б. Орешниковой.-М., 2000.

5)Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.-М.: Мир,1999.

6).Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.: Просвещение, 1992.

7).Соловов А.В. Навыки жизни.-М., 2000.

8).Тренинг развития жизненных целей /Под ред. Е.Г. Трошихиной.-СПб.: Речь, 2001.

 

 

Дата последнего обновления страницы 02.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения