Решение экономических задач в среде MS Excel

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куединская средняя общеобразовательная школа № 2 - Базовая школа

Решение экономических задач в среде MS Excel

 

Курс по выбору «Решение экономических задач в среде MS Excel»

 

Пояснительная записка

 

Курс по выбору «Решение экономических задач в среде MS Excel» предназначен для учащихся 8-9-х классов в рамках организации предпрофильной подготовки учащихся. По виду курс является межпредметным, интегрирующим знания из области информатики, математики, экономики, информационных технологий и ориентирующий учащихся на продолжение обучения в информационно-математическом профиле.

            Цели данного курса отвечают в первую очередь, концепции перехода на профильное обучение и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, а именно:

формированию основ научного мировоззрения;

развитию мышления учащихся;

подготовке учащихся к осознанному выбору профильных и элективных курсов.

 

Основные задачи курса:

1. Общее развитие и становление мировоззрения учащихся.

Курс выполняет развивающую функцию, поскольку при его изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности – методом компьютерного математического моделирования. В ходе работы с компьютерными математическими моделями приобретаются новые знания, умения, навыки. Некоторые ранее полученные сведения конкретизируются и систематизируются, рассматриваются под другим углом зрения.

 

2. Содействие профессиональной ориентации учащихся.

Учащиеся стоят перед проблемой выбора будущей профессии. Реализация курса способна выявить тех из них, кто имеет способности и склонность к исследовательской деятельности в области информатики, математики.

 

3. Преодоление предметной разобщенности, интеграция знаний.

Реализация межпредметных связей является основой для освоения учебного материала. Предполагается использование дополнительного математического аппарата: элементы математической логики, специальных методов решения уравнений и др. Содержание курса построено на стыке знаний из учебных областей математики, информатики, информационных технологий.

 

4. Развитие профессиональных навыков работы с компьютером.

Перед учащимися ставится задача не только численно реализовать предложенную модель, но и наиболее наглядно, в доступной форме отобразить полученные результаты с использованием ИКТ. Здесь присутствует автоматизация построения графиков, диаграмм и др. Все это предполагает дополнительные требования к знаниям и умениям учащихся, приобщает к более полному изучению возможностей компьютерных программ, ставит учащихся перед выбором наиболее рациональной той или иной информационной технологии, способной решить данную проблему.

 

Основной формой работы учащихся является самостоятельная практическая деятельность над созданием собственного проекта посредством MS Excel (в соответствии  с чем, учащиеся будут иметь возможность еще раз убедиться в правильности выбора будущего профиля, соответствующего их способностям и интересам).

Основным результатом учащихся по окончании данного курса будет являться собственный проект, представляющий электронную таблицу, отражающую математическую модель реальной, жизненной экономической ситуации.

Программа курса

«Решение экономических задач в среде MS Excel»

 

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Основные экономические задачи и ИТ 

1

1

-

Среда MS Excel. Интерфейс, основные инструменты и возможности среды

1

-

1

     3.   Математическое моделирование. Этапы моделирования. Моделирование экономических и финансовых процессов в среде MS Excel

3

1

2

     4.   Индивидуальная работа над проектом

3

-

3

 

 

 Планирование занятий курса

 

Номер занятия

Тема

Содержание занятий/ формы организации деятельности слушателей

Прогнозируемый результат деятельности учащихся

1

Первые вычисления

Запуск и выход из Excel. Интерфейс программы. Использование панелей инструментов. Как показать и скрыть панели инструментов. Перемещение и настройка панелей. Элементарные вычислительные операции. Ввод текста.

Индивидуальная работа учащихся с бумажными и электронными источниками информации.  Практическая индивидуальная работа с MS Excel. Задание на дом: собрать сведения о месячном бюджете семьи (доход, расход и т. д.)

Начальное представления учащихся о табличном процессоре и что такое ЭТ. Выполнение элементарных операций, работа с текстом и числами.  Получение результата автоматических вычислений простых математических выражений

2

Составление домашнего бюджета

Оформление текста. Форматирование по образцу. Автосуммирование. Перемещение содержимого ячеек. Просмотр перед выводом на печать.

Индивидуальная практическая работа по составлению семейного бюджета средствами MS Excel.

ЭТ, отражающая семейный бюджет каждого учащегося.

3

Валюта – расчет курсов.

Ввод денежных значений. Копирование и вставка. Абсолютные ссылки. Сведения о различных валютах, их курсах в ЦБР.

Индивидуальная работа по созданию собственных форматов валюты. Марки в доллары. Создание собственного числового формата. Удаление числовых форматов. Процентные форматы ячеек.

Задание на дом: узнать о различных условиях, предлагаемых своим клиентам-вкладчикам разными филиалами банков, работающих в нашем поселке

Умение работать с денежными значениями, организовывать их ввод, копирование и вставку. Умение использовать абсолютные ссылки.

4

Статистика

Вычисление с помощью формул. Статистическая оценка. Изменение формулы. Вставка рисунка. Вставка диаграммы

Индивидуальная работа по решению уравнений с помощью графиков функций. Табулирование функций. Построение графиков и диаграмм.

Сформированные понятия статистики, статистической оценки. Умение вставлять графические объекты, строить диаграммы.

5

Вычисления с помощью функций.

Что такое функция. Использование Мастера функций. Логические функции.

Построение таблицы истинности. Математическое моделирование конкретной экономической задачи в среде MS Eхcel .

Умение составлять логические функции для несложных расчетов

6

Работа над созданием собственного проекта

Моделирование. Ввод текста, определение и ввод исходных данных. Составление расчетных формул

Индивидуальная работа.

Созданная таблица с частично введенными данными и формулами.

7

Работа над созданием собственного проекта

Продолжение работы. Ввод формул Поиск рационального решения.

Индивидуальная работа.

Готовая ЭТ с математическими вычислениями и графиками.

8

Защита собственного проекта

 

 

Готовность учащихся попробовать свои силы на предметных курсах информационно-математического профиля (или же изменить  направленность посещаемых курсов по выбору).

 

Литература для учащихся по данному курсу

 

1.                Андрусенко Н.Е. Использование стандартных функций Excel для поиска и связи данных в таблице//Информатика и образование, 2003, №11, С. 7-12.

2.                Дженифер Фултон. МiсгоSoft Excel 2000. М.: Вильямс, 2000.

3.                Зайден М. Ехсеl 2000. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

4.                Златопольский Д.М. Решение уравнений с помощью электронных таблиц //Информатика и образование, №2, 2002, С. 71-75

5.                Информатика. Задачник-практикум. Под ред. И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера. М.: -  Лаборатория Базовых Знаний, 1999

6.                 Лапчик М.П., Семакин И.Г. Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики - М.: Академия, 2001.

7.                Мануйлов В. Г. Ехсеl 97 в уроках. М.: Информатика и образование, 1999.

8.                Материалы CD-RОМ: «Практический курс. Excel 2000». Кирилл и Мефодий, 2001

9.                Могилев А. В., Хеннер Е. К. Практикум по информатике. О понятии «Информационное моделирование» // Информатика и образование, 1997, №8.

10.            Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000

 

Учебно-методическая литература для учителя

 

Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Пол. ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2001.

Шафрин Ю. А. Информационные технологии: в 2 ч. – М.: - Бином., Лаборатория знаний, 2003.

Фигурнов В. Э. IВМ РС для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М. 1999– 480 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тезаурус

Калькулировать – «вычислять, обдумывать». Производное от латинско;.о слоьи caculare (дословно: обращаться со счетными камешками).

Рабочая книга – совокупность листов, с которыми в текущий момент ведется работа.

Легенда содержит пояснения к элементам диаграмм.

«Контекстное меню» означает, что в результате щелчка правой кнопкой мыши открывается меню, структура которого зависит от текущего контекста. Любая команда может быть вызвана и через меню, но контекстное .меню активизируется быстрее, и с ним удобнее работать.

Синтаксисом называется правило записи формулы.

Список – это некая цельная область в пределах таблицы.

 

Примерная тема своего проекта

 

Вы давно мечтаете о собственном компьютере. Предположим, вы хотите накопить и купить компьютер для своей семьи. Узнайте у родителей, какую часть семейного  бюджета вы сможете откладывать ежемесячно в банк, начиная с января. Деньги будут поступать в банк 1-го числа каждого месяца. 30-го числа каждого месяца (в феврале – 28-го) банк начисляет проценты на счета своих клиентов.

В банке действуют следующие правила: если на счете клиента меньше 10000 руб., то к накопленной сумме денег ежемесячно добавляется 0,5 % от ее величины; если сумма больше или равна 10000 рублей, то добавляется 1%.

Кроме этого ежемесячная инфляция «съедает» у вас 0,1 %. Стоимость компьютера – 20000 рублей.

Требуется создать электронную таблицу, которая рассчитывает, вам, через какое время вы сможете приобрести компьютер.

 

Дата последнего обновления страницы 12.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения