Положение

об организации деятельности учащихся в рамках

 вариативной части учебного плана

на профильной ступени

 

Общие положения

1.1.   Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и регламентирует порядок организации, и содержание вариативной части учебного плана на третьей ступени (компонент ОУ).

1.2.   Вариативная часть (по БУП-2004) может быть распределена на следующие виды:

·        элективные курсы (третий профильный предмет, предмет расширенного уровня);

·        учебные и социальные практики;

·        учебные проекты и исследовательскую деятельность учащихся.

1.3.   Элективные курсы обязательны для посещения учащимися и являются важной содержательной частью профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных траекторий в профильной школе.

1.3.1. Задачами элективных курсов являются:

-        углубленное изучение  отдельных вопросов по некоторым темам профильных предметов с учетом индивидуальных образовательных запросов.

-        поддержка базовых предметов в группах, где данные предметы не являются профильными;

-        прикладное назначение курсов;

-        повышение обще-эстетической культуры учащихся;

-        развитие надпреметных способностей учащихся.

1.4.   Учебные и социальные практики также являются составной частью деятельности учащихся в рамках профильного обучения. Учебные практики организуются по профильным предметам с целью более детального овладения учащимися способами деятельности, присущих данному предмету, и применения их в решении конкретных учебных задач (как правило, экспериментальных). Социальные практики организуются с целью практической социализации и адаптации учащихся к профессиям связанных с выбранными ими профилями. Право на организацию того и другого вида практик администрация ОУ оставляет за собой. Учебные практики целесообразно организовывать во внеурочное или каникулярное время при условии наличия должной материальной базы и соответствующего оборудования. Школа в праве организовать только один из видов практик, или же при отсутствии должной базы отказаться от них вовсе. Кроме того, ОУ оставляет за собой право, на заключение договора со сторонним ОУ о прохождении учащимися школы практик (на базе данного ОУ и с привлечением их специалистов).

1.5.   Учебно-проектная и исследовательская деятельность учащихся – важная форма деятельности учащихся профильной школы. Цель данного вида деятельности – привлечь учащихся к самостоятельной проектной или исследовательской деятельности в рамках профильных предметов или предметов близких (родственных) к профильным. Актуальность введения данной формы обучения обусловлена целью введения профильного обучения в целом и теми задачами,  которые оно решает.

 

 

 

Организация и порядок проведения

2.1.1.      Ежегодный набор элективных курсов зависит от:

-         образовательных запросов старшеклассников;

-         профилей обучения в школе;

-         материальных, финансовых и кадровых возможностей.

2.1.2.      Формы обучения на элективных курсах могут быть как традиционными, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативные, групповые, проектно-исследовательские и т.п.)

2.1.3.      Программно-методическое  обеспечение элективных курсов:

Реализация содержания элективных курсов проходит по программам, созданных учителями-предметникам, прошедших экспертизу на ЭМС ОУ и согласованных с ММЦ.

2.1.4.      Презентация элективных курсов проводится в течение первой декады сентября.

2.2.1        Прохождение социальных практик предусмотрено в течение летних каникул или в течение учебного года для учащихся 10-х профильных групп. Учебные практики организуются в зимние каникулы или в течение учебного года. Общий объем часов, отведенных на прохождение практик (как учебных, так и социальных) не превышает 35 академических часов за год.

2.2.2        Школа предлагает учащимся на выбор социальные практики, прохождение которых она в силах организовать.

·        Для учащихся информационно-математической направленности предлагается прохождение соц. практики на базе школьного информационно-издательского центра «Фолиант» и в рамках работы летнего профильного лагеря «Профи» в качестве организаторов информационно-технического сопровождения деятельности лагеря.

·        Для учащихся социально-гуманитарной направленности предлагается прохождение практики в школьном объединении юных журналистов (работа в редакции школьной газеты «Ровесник») и объединении «Патриот» (работа в школьном музее). А также в рамках работы летнего профильного лагеря «Профи» в качестве организаторов культурно-массовых мероприятий.

·        Допускается прохождение соц. практики на базе любого производственного объединения (с любой формой организации) по личной договоренности учащегося и руководства данного объединения. Содержание практики должно быть ориентированным на профильную направленность, на которой обучается данный учащийся.

2.3.1.      Проектная или исследовательская деятельность учащихся в обязательном порядке организуется для учащихся 11-х  классов с конца сентября по конец декабря (общий объем самостоятельной работы не должен превышать 35 академических часов).

2.3.2.      По собственной инициативе учащегося, с согласования зам. директора по УВР, курирующего вопросы ПО, проектная или исследовательская деятельность может быть организована раньше (в 10-м классе) и быть зачтенной при условии защиты учащимся своего проекта (исследования) на защитах учащихся профильных классов.

2.3.3.      Для защиты учебных проектов или исследований для учащихся профильных классов организуются защиты работ по профилям. Наиболее качественные работы могут быть представлены к защите на общешкольной научно-практичекой конференции в рамках НОУш.

 

 

3.            Права и обязанности учащихся

3.1.1.      Учащийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов из предложенного списка в объеме, определенном учебным планом (не менее 3-х недельных часов) и фиксацией их в своем индивидуальном учебном плане. Либо эти часы могут быть потрачены на изучение какого-нибудь третьего профильного предмета, или на изучение предметов расширенного уровня.

3.1.2.      Учащийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов в стороннем ОУ при условии  согласования данной процедуры с зам. директора по УВР, курирующим вопросы ПО в ОУ.

3.1.3.      Учащийся имеет право изменить выбор элективных курсов (по отношению к ранее выбранному списку курсов, зафиксированному в ИУП), по завершению предыдущего. 

3.1.4.      Объем учебной нагрузки учащегося в неделю не должен превышать максимально допустимого (согласно учебному плану).

3.2.1.      Учащийся в праве выбрать (не выбрать) предлагаемый школой вид социальной практики.

3.2.2.      В случае не выбора учащимся соц. практики, предлагаемой школой, учащийся обязан представить альтернативный план прохождения учебной практики вне ОУ. План практики согласовывается с зам. директора по УВР, курирующим вопросы ПО, и тьюторами.

3.2.3.      Учащийся в праве указать в ИУП вид или место прохождения социальной практики и изменить его при необходимости.

3.2.4.      Объем практик за весь учебный год не должен превышать 35 академических часов.

3.3.1.      Учащийся имеет право на выбор предмета и темы, по которой будет организована самостоятельная работа учащегося в рамках проектной или исследовательской деятельности и зафиксировать это в своем ИУП.

3.3.2.      Учащийся имеет право на выбор вида самостоятельной работы (проект или исследование).

3.3.3.      Учащийся имеет право на выбор руководителя проектной или исследовательской деятельностью, как из работников школы, так и из работников сторонних организаций по личной согласованности с ними.

3.3.4.      Если учащийся самостоятельно не определился с темой работы и руководителем, то руководство работой учащегося берет на себя учитель, преподающий тот профильный предмет, который выбрал учащийся (зафиксирован в ИУП) он же предлагает тему для данной работы.

3.3.5.      Учащийся имеет право на получение определенного числа часов консультаций от руководителя работы (кол-во консультаций оговаривается в каждом конкретном случае) и на использование школьного учебного оборудования и ресурсов медиатеки и Интернета.

3.3.6.      Общий объем самостоятельной работы учащегося не должен превышать 35 академических часов.

3.3.7.      Учащийся обязан защитить свою работу на практической конференции учащихся профильных классов.

 

 

 

4.            Ответственность и документация

4.1.1.      Учитель несет ответственность за выполнение программы элективных курсов, реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы.

4.1.2.      Учитель несет ответственность за ведение документации.

4.1.3.      Тьюторы ПО отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение учащихся, которые выбрали соответствующий курс.

4.1.4.      Список учащихся и прохождение программы фиксируется в специальном журнале, который хранится в учебной части.

4.1.5.      Учитель в праве сам определить систему контроля и оценивания деятельности учащихся на элективе, в соответствии с поставленными целями и задачами курса.

4.1.6.      Контроль за состоянием преподавания элективных курсов и посещаемостью учащихся возлагается на заместителя директора по УВР.

4.2.1.      Руководитель учебной или социальной практики несет ответственность за разработку плана и содержание практики учащегося.

4.2.2.      Руководитель делает отметку о прохождении практики учащимся в его зачетной книжке.

4.2.3.      Тьютор ПО отслеживает (по зачетной книжке) объем часов, пройденных учащимся в рамках учебной или социальной практики.

4.2.4.      Зам. директора по ВР совместно с зам. директора по УВР (куратор ПО) отслеживают общую картину прохождения учащимися профильных классов социальных практик

4.3.1.      Руководитель проектной или исследовательской деятельности несет ответственность за своевременное обеспечение учащегося темой работы, списком необходимой литературы, необходимым учебным оборудованием, консультациями и корректировкой содержания работы.

4.3.2.      Тьютор ПО отслеживает за степенью готовности работы к защите и в необходимых случаях в месте с руководителем работы предпринимают соответствующие меры.

4.3.3.      Руководитель исследования или проекта делает отметку о зачете по проделанной работе учащимся в его зачетной книжке после защиты работы на практической конференции.

4.3.4.      Контроль за состоянием организации исследовательской или проектной деятельности учащихся возлагается на заместителя директора по УВР.