Мнемонические приемы на уроках русского языка

с использованием ИКТ

Коровина Галина Андреевна, учитель русского языка и литературы I валификационной категории

МОУ «Куединская СОШ №2-БШ»

         Изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению,  – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая  «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика». Во многих школах существует ряд проблем: рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации, низкий уровень развития общеучебных навыков, отсутствие устойчивых интересов, плохо развитая память.

        Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием функций правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова). Запоминание происходит с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка. Ярким примером из детства может служить определение биссектрисы («биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам») или запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов: каждый охотник желает знать, где сидит фазан (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

               Использование мнемонических приемов – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники  (греч. Mnemonіka – искусство запоминания).  Мнемотехника -  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.                                                                Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике - это наличие слабых классов, ограниченные возможности слабых учащихся, поэтому пришлось искать приемы объяснения нового материала на низшем, более доступном, интересном уровне. Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия. Мнемотехника не позволит учителю быть сухим и неулыбающимся, а значит, и школьники не будут скучать за партами.
         Я уверена в том, что мнемотехника способна не только вызвать у ребят интерес, но и своими «неправильными», «ненаучными», «нелегальными», упрощенными способами подачи нового материала «на пальцах», при помощи ИКТ, непроизвольно, исподволь заставляет школьников понимать суть правила и облегчает применение его на практике.

 

Практическое, целенаправленное применение мнемонических приемов за многие годы позволило выработать систему приемов мнемотехники, сначала элементарную (только рисовала на доске или на картоне, ватмане и они занимали много места), а затем более совершенную (раздаточный материал, слайд-презентации с анимированными рисунками; они компактны, удобны в использовании, не занимают много места).                           

              К моменту написания работы я имею большое количество собственного мнемоматериала, который прошел апробацию на уроках и представлен на районном смотре-конкурсе методических и дидактических средств обучения.        

               Мнемотехника помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков. Интерференция – ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция ухудшает сохранение материала под влиянием предварительно заученного материала или вызванное заучиванием с последующим материалом.     

          Безусловно, интерференция – одна из причин низкой эффективности обучения орфографии. Знакомая ситуация: блестяще прошел урок по теме «Чередование в корнях ос –- - кас (программа Ладыженской, «Русский язык 6 класс»). Все ученики прекрасно освоили правило: есть суффикс –а– после корня – пиши в корне букву а.
Но …назавтра, при изучении корней –гор- – -гар-, учащиеся тоже начинают искать суффикс а, - раздражение, неудовольствие – две темы смешались, два аналогичных правила. Зажжем  при помощи ИКТ над гласной а опознавательный маячок в виде молнии:

           

 Угар,  нагар,      

Или прорисовываем букву О. После - кос я вижу - н, пишу О, и «нОу» прОблем.

           Мнемотехника одолеет интерференцию: похожим, обезличенным правилам придаст индивидуальный образ, сделает их звучащими, шипящими, кричащими (какими угодно!), но образно прорисованными, олицетворенными.

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса.
            Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ЕГЭ, при объяснении нового материала. Поэтому я уверена: мнемотехника необходима не только для младшего, но и для старшего подросткового возраста.

    Я убеждена: использование мнемотехники необходимо. Во-первых, теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать мои первые удачные опыты в применении мнемотехники; во-вторых, применение мнемоники необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся; в-третьих, мнемоматериал через использование ИКТ нашел живой отклик у учеников, способствовал развитию интереса к предмету, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости. Мнемонический материал помогает экономить время при повторении и контроле, изучении нового материала.

                  Использование на уроках ИКТ и эффективных способов развития ассоциативной памяти при  помощи мнемонических приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться хорошей успеваемости, повысить мотивацию к изучению русского языка, развить познавательные интересы. Считаю, что поиск зрительных, слуховых, звуковых, ассоциаций способствует развитию мышления учащихся.

      Мнемонические приемы использую в  слайд-презентациях, как отдельно взятые слайды, ксерокопии на всех этапах урока и почти на всех темах. Очень хорошо «прижились» приемы при изучении разделов «Фонетика», «Лексика», «Орфография», «Морфология». Коллегам нравится моя методическая копилка, и я предоставляю им её для работы.

         В дальнейшем попытаюсь усовершенствовать мнемонические приемы, используя ИКТ для создания электронного учебника в форме Web-сайта, распространить опыт на уровне района.

 

На главную страницу сайта