Районная конференция

«Школа – центр гражданского образования»

 

Лариса Павловна Жуйкова, педагог-психолог

 

Исследовательская деятельность

как технология развития гражданской компетенции учащихся

 

 

В гражданском образовании предпочтение отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют познавательную и поисковую активность, развивают аналитические, исследовательские и коммуникативные навыки, самостоятельность и инициативность мышления. Этим целям полностью отвечает технология исследовательской деятельности.

На протяжении многих лет в нашем образовательном учреждении эта технология активно используется. В исследовательскую работу включены учащиеся со 2 по 11 класс. В роли консультантов выступают учителя и родители школьников.

Под компетенциями гражданственности (термин введен И.А.Зимней) принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знание государственной символики и гордость за нее, толерантность. Ежегодно часть исследовательских работ учащихся школы посвящены именно этим вопросам. Вот некоторые темы таких работ: «Толерантность – качество, необходимое современному человеку», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Традиции и перспективы развития Куединской средней школы №2», «Родному селу посвящается», «Литературная Куеда», «Динамика преступности несовершеннолетних в Куединском районе», «Христианская церковь Прикамья. История православных храмов в Куединских землях XIX-XX в.в.», «Башкирский традиционный национальный костюм», «Татарская тюбетейка», «Моя родина – Армения», «Государственная символика Российской Федерации», «Сердце, помнящее войну».

Развитие гражданской компетентности происходит благодаря использованию методов и средств обучения, направленных на развитие гражданских знаний, качеств, навыков, ценностей. Исследовательские навыки учащиеся нашей школы получают на занятиях специальных курсов для учеников 5 и 6 классов «Основы исследовательской деятельности» и «Основы проектной деятельности». Для педагогов и юных исследователей организуются консультации по вопросам подготовки, реализации исследования и оформления работ. Результаты своего труда школьники представляют на фестивале проектов, конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся гимназических классов, конкурсе проектов учащихся профильных классов или школьной научно-практической конференции.

Нужно отметить, что при высокой активности учеников начальных, 5-6-х классов и старшеклассников, у учащихся 7-9-х классов низкая заинтересованность в исследовательской работе.

Педагоги школы применяют технологию исследования на своих уроках. При этом используются самые разные формы, в том числе реферативные работы, учебные проекты, ролевые игры и др.

В рамках предпрофильной подготовки учащиеся 8-9 классов изучают собственные индивидуально-личностные особенности, интересы, склонности, исследуют мир профессий. Результатом этой работы являются личные профессиональные планы выпускников основной школы, позволяющие осознать свое место в социуме, продвинуться в профессиональном самоопределении. Кроме того, для учащихся этого возраста в программу профильного лагеря «Профи» включен курс «Основы проектной деятельности», итог работы в рамках данного курса – участие в конкурсе проектов участников лагеря.

Еще один профильный лагерь, в котором ежегодно заняты ученики гимназических классов школы, – «Прометей». Вся деятельность участников этого лагеря организована таким образом, что дети постоянно включены в исследовательскую работу. Гимназисты осваивают различные роли (журналист, интервьюер, фотокорреспондент, историк и т.д.). Работая в музеях (школьном, районном, музее с.Б.Гондыр), они изучают различные стороны жизни своих земляков, знакомятся с важнейшими событиями района, приобщаются к национальным и культурным традициям народов, с которыми живут в одном селе. Такая работа находит свое продолжение в практической деятельности. К примеру, познакомившись с историей центрального памятника села Куеда, гимназисты взяли шефство над мемориалом.

Воспитывая гражданина, развиваем ряд его компетенций. Технология исследовательской деятельности при этом позволяет работать над компетенцией разрешения проблем,  информационной и коммуникативной компетенциями (см. таблицу).

 

Ключевые компетенции

Содержание исследовательской деятельности

Компетенция разрешения проблем

Определение проблемы

Целеполагание (постановка целей и задач)

Анализ и планирование ресурсов

Рефлексия собственной деятельности

Информационная компетенция

Работа с источниками информации

Наблюдение и эксперимент

Сбор данных

Обработка информации

Анализ полученных данных

Коммуникативная компетенция

Коммуникации с окружающими

Работа в команде

Ведение дискуссии

Регулирование конфликтов

Презентация результатов работы,

в том числе публичное выступление

 

Никогда ранее эффективность исследовательской работы в школе не оценивалась с позиций развития ключевых компетенций, считаю, что в будущем необходимо уделять этому внимание, потому что, занимаясь такой деятельностью, учащиеся учатся видеть проблему и определять способы ее решения, ставить перед собой цели и добиваться их, принимать решения и нести за них ответственность перед окружающими людьми, вести позитивный диалог, осознают свою принадлежность к семье, народу, стране, их истории и культуре, понимают ценность и значимость истории и культуры других народов. Таким образом, использование технологии исследовательской деятельности способствует развитию гражданской компетенции школьников.

К сожалению не все педагоги осознают и принимают необходимость деятельностного подхода к процессу образования, оставаясь на позициях традиционной школы. Но в современных условиях, при внедрении компетентностного подхода в образовательную деятельность, все большее число педагогов должны будут использовать в своей работе с детьми технологию исследовательской деятельности.

 

 

На главную страницу сайта