Районная конференция
«Школа – центр гражданского образования»
Лариса Павловна Жуйкова,
педагог-психолог
Исследовательская
деятельность
как технология развития
гражданской компетенции учащихся
В гражданском образовании предпочтение
отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют познавательную и
поисковую активность, развивают аналитические, исследовательские и
коммуникативные навыки, самостоятельность и инициативность мышления. Этим целям
полностью отвечает технология исследовательской деятельности.
На протяжении многих лет в нашем
образовательном учреждении эта технология активно используется. В исследовательскую
работу включены учащиеся со 2 по 11 класс. В роли консультантов выступают учителя
и родители школьников.
Под компетенциями гражданственности (термин введен
И.А.Зимней) принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина,
свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство,
гражданский долг, знание государственной символики и гордость за нее,
толерантность. Ежегодно часть исследовательских работ учащихся школы посвящены именно
этим вопросам. Вот некоторые темы таких работ: «Толерантность –
качество, необходимое современному человеку», «Моя семья в годы Великой
Отечественной войны», «Традиции и перспективы развития Куединской
средней школы №2», «Родному селу посвящается», «Литературная Куеда», «Динамика преступности несовершеннолетних в Куединском районе», «Христианская церковь Прикамья. История православных храмов в Куединских
землях XIX-XX в.в.», «Башкирский традиционный
национальный костюм», «Татарская тюбетейка», «Моя родина – Армения», «Государственная
символика Российской Федерации», «Сердце, помнящее войну».
Развитие гражданской компетентности
происходит благодаря использованию методов и средств обучения, направленных на
развитие гражданских знаний, качеств, навыков, ценностей. Исследовательские
навыки учащиеся нашей школы получают на занятиях специальных курсов для учеников
5 и 6 классов «Основы исследовательской деятельности» и «Основы проектной
деятельности». Для педагогов и юных исследователей организуются консультации по
вопросам подготовки, реализации исследования и оформления работ. Результаты своего
труда школьники представляют на фестивале проектов, конкурсе исследовательских
и проектных работ учащихся гимназических классов, конкурсе проектов учащихся
профильных классов или школьной научно-практической конференции.
Нужно отметить, что при высокой активности учеников
начальных, 5-6-х классов и старшеклассников, у учащихся 7-9-х классов низкая
заинтересованность в исследовательской работе.
Педагоги школы применяют технологию
исследования на своих уроках. При этом используются самые разные формы, в том
числе реферативные работы, учебные проекты, ролевые игры и др.
В рамках предпрофильной
подготовки учащиеся 8-9 классов изучают собственные индивидуально-личностные
особенности, интересы, склонности, исследуют мир профессий. Результатом этой
работы являются личные профессиональные планы выпускников основной школы,
позволяющие осознать свое место в социуме, продвинуться в профессиональном самоопределении.
Кроме того, для учащихся этого возраста в программу профильного лагеря «Профи»
включен курс «Основы проектной деятельности», итог работы в рамках данного
курса – участие в конкурсе проектов участников лагеря.
Еще один профильный лагерь, в котором
ежегодно заняты ученики гимназических классов школы, – «Прометей». Вся
деятельность участников этого лагеря организована таким образом, что дети
постоянно включены в исследовательскую работу. Гимназисты осваивают различные
роли (журналист, интервьюер, фотокорреспондент, историк и т.д.). Работая в
музеях (школьном, районном, музее с.Б.Гондыр), они изучают
различные стороны жизни своих земляков, знакомятся с важнейшими событиями
района, приобщаются к национальным и культурным традициям народов, с которыми
живут в одном селе. Такая работа находит свое продолжение в практической
деятельности. К примеру, познакомившись с историей центрального памятника села Куеда, гимназисты взяли шефство над мемориалом.
Воспитывая гражданина, развиваем ряд его
компетенций. Технология исследовательской деятельности при этом позволяет
работать над компетенцией разрешения проблем,
информационной и коммуникативной компетенциями (см. таблицу).
Ключевые компетенции |
Содержание исследовательской
деятельности |
Компетенция
разрешения проблем |
Определение
проблемы Целеполагание (постановка
целей и задач) Анализ и
планирование ресурсов Рефлексия
собственной деятельности |
Информационная
компетенция |
Работа с
источниками информации Наблюдение и
эксперимент Сбор данных Обработка
информации Анализ
полученных данных |
Коммуникативная
компетенция |
Коммуникации
с окружающими Работа в
команде Ведение
дискуссии Регулирование
конфликтов Презентация результатов
работы, в том числе
публичное выступление |
Никогда ранее эффективность
исследовательской работы в школе не оценивалась с позиций развития ключевых
компетенций, считаю, что в будущем необходимо уделять этому внимание, потому
что, занимаясь такой деятельностью, учащиеся учатся видеть проблему и
определять способы ее решения, ставить перед собой цели и добиваться их, принимать
решения и нести за них ответственность перед окружающими людьми, вести позитивный
диалог, осознают свою принадлежность к
семье, народу, стране, их истории и культуре, понимают ценность и значимость
истории и культуры других народов. Таким образом, использование технологии
исследовательской деятельности способствует развитию гражданской компетенции
школьников.
К сожалению не все педагоги осознают и
принимают необходимость деятельностного подхода к
процессу образования, оставаясь на позициях традиционной школы. Но в современных
условиях, при внедрении компетентностного подхода в
образовательную деятельность, все большее число педагогов должны будут
использовать в своей работе с детьми технологию
исследовательской деятельности.