Учитель
МОУ «Куединская СОШ №2-БШ»
Шипунова В.Д.
Использование
компьютерной программы «Азы информатики» в учебном модуле «Информатика и ИКТ»
XXI век – эпоха информационного общества. Необходимость
новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания
способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором
информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую
роль.
Под использованием «новых информационных технологий» в
начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания»
учащегося, в которое входит и обучение адаптированным для начальной школы
«основам информатики».
Компьютер в обучении младших школьников должен стать
обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно
в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка,
закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального
развития.
Информатика в нашей начальной школе была представлена с 2002-2003 учебного года как отдельный предмет школьного компонента, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание. В связи с переходом школы на БУП-2004 в 3-4 классах «Информатика и ИКТ» представлен как учебный модуль предмета «Технология», добавлены некоторые вопросы, в частности «Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам», «Вывод текста на принтер».
На учебный
модуль мы отводим 1 час в неделю.
Основной целью введения информатики с 3 класса является
формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах
работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Задачи обучения курса
«Информатика и ИКТ» в начальной школе:
-
познакомить
школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации
информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении
поставленных задач;
-
дать первоначальное
представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных
технологиях;
-
дать представления
о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и
государства.
Содержание учебного модуля «Информатика и ИКТ» в рамках
предмета «Технология» предполагает практику работы на компьютере (использования
информационных технологий):
·
Назначение основных
устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
·
Включение и
выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
·
Клавиатура, общее
представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование
простейших средств текстового редактора.
·
Простейшие приемы
поиска информации: по ключевым словам, каталогам.
·
Соблюдение
безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к
техническим устройствам.
·
Работа с простыми
информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование,
создание, сохранение, удаление).
·
Вывод текста на
принтер.
·
Создание небольшого
текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране
компьютера.
Особенностью модуля «Информатика и ИКТ» является
целенаправленность формирования общеучебных умений.
Обязательный минимум содержания модуля пересекается с
содержанием других учебных дисциплин начальной школы.
Например, с математикой пересечение содержания модуля
происходит при изучении тем: «Сравнение и упорядочение объектов по разным
признакам: длине, массе, вместимости.» Установление зависимостей между
величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время,
скорость); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость) – то есть
построение математических моделей. Построение простейших логических выражений
типа «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Решение текстовых задач
арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие
модели). Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа,
сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади и др. Измерение длины отрезка и
построение отрезка заданной длины в процессе создания информационной модели.
С предметом «Окружающий мир» при изучении следующих тем:
«Что такое окружающий мир (реальная действительность)», «Как человек познает
природу, общество, самого себя». Наблюдения в природе, сравнение свойств
наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
(температуры воздуха, воды). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.);
создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон
горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных
сведений об окружающем мире.
С изобразительным искусством и уроками музыка
пересечение происходит по темам создания образов художественных или музыкальных
образов природы, передачи информации о чувствах и настроении. Создание различных
видов моделей (в том числе на экране компьютера) объектов реальной
действительности в ходе изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструктивной деятельности. Передача настроения в творческой
работе.
На
уроках технологии: планирование, организация рабочего места, распределение
рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и
результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе.
Создание моделей
несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности).
Изготовление изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Использование
измерений для решения практических задач. Сборка моделей из деталей конструктора
по образцу, рисунку, схеме; создание моделей по собственному
замыслу.
С
2002 года педагоги начальных классов, прошедшие специальную курсовую подготовку,
работают по программе А.А. Дуванова
«Азы информатики». Это гипертекстовый интерактивный курс информатики для младших
школьников. Анализируя данный курс, пришли к выводу, что он наиболее полно
соответствует потребностям учащихся, материально-техническим условиям и
кадровому потенциалу школы. Выявили преимущества: логичность, системность,
дифференциация домашнего задания, возможность проведения текущего и итогового
контроля. Курс А.А. Дуванова соответствует принципу преемственности со средним и
старшим звеном.
Познавательное чтение сочетается с работой на
тренажерах, испытателях и конструкторах.
Демо-версию гипертекстовой книги (500 Кб) можно
скопировать с адреса: ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/azinfd.zip
Методическое обеспечение состоит из двух книг – для
ученика и для учителя.
Книга для обучаемого имеет следующую
структуру:
• «Читальный зал». Раздел содержит фактический материал
урока, вопросы и домашние задания, которые разбиты на три группы. Вариант 1 –
задания, которые не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят
репродуктивный характер, то есть основаны только на материалах и приемах,
изученных и освоенных на занятиях. Вариант 2 – для детей, имеющих дома
компьютер, включает в себя, кроме репродуктивных, еще и
поисково-исследовательские задания. Вариант 3 – творческий. Выполнение задания
требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания
могут как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик сдает
на проверку распечатку или файл.
• «Конспект». Определения и ключевые фразы читального
зала.
• «Вопросы». Основа для закрепления изучаемого
материала.
• «Практикум». Работа с исполнителями и испытателями по
теме урока.
• «3ачетный класс». Автоматизированная проверка
пройденного материала. Школьники решают задания до тех пор, пока не получат
звание «Профессор» (нет ошибок, отметка «5») или звание «Студент» (1-2 ошибки,
отметка «4»).
Если получены звания «Торопыжка» (много ошибок) или
«Незнайка» (очень много ошибок), то «Зачетный класс» дети решают заново. После
того, как ученики сдадут зачет, еще раз обращаемся к вопросам, где дети
обосновывают выбор того или иного ответа.
Обычно один урок разбиваем на два: на первом – изложение
материала и практикум, на втором «Вопросы» и «Зачетный
класс».
В нашей начальной школе созданы все условия для
реализации данной программы: компьютерный класс, где размещены 12 машин,
мультимедийный проектор, принтер, современная мебель, соответствующая росту
детей. Для снижения зрительного напряжения учащихся проводятся специальные
упражнения для глаз, выполняются методические рекомендации «Профилактика
зрительного и общего утомления на уроке информатики».
Все учащиеся школы, изучающие информатику, усваивают
программу, показывая стабильные результаты: успеваемость по предмету составляет
100%, качество выше 90%. Полученные школьниками умения работы с компьютером
находят применение на других уроках и во внеурочной деятельности. Дети готовят
слайд-презентации в программе Power Pоint, текстовые творческие работы, буклеты в программе
Publisher, используют технику при оформлении проектов и
научно-исследовательских работ, успешно пользуются
Интернетом.
Педагоги нашей школы первыми включились в муниципальный
эксперимент по раннему обучению информатике, на базе нашей школы было проведено
два семинара для учителей района. Материалы из опыта работы по теме «Азы
информатики»: альтернативный курс для начальной школы» предоставлен на
региональном уровне.
Можно с уверенностью заявить, что педагоги нашего
учебного учреждения сориентированы на современные подходы к обучению и
воспитанию.