Использование Интернет-ресурсов  в преподавании русского языка

 

Кадырова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

МОУ «Куединская СОШ №2-БШ». sh2.kued@mail.ru

 

При всем облили образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего, порталы «Грамотау», «Национальный корпус русского языка», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»,  «1 сентября», «Культура письменной речи».

На мой взгляд, одним из самых «серьезных» ресурсов Интернета является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/).  Привлекательность его в том, что, во-первых, он содержит лицензированный систематизированный материал по всему курсу русского языка к действующим учебникам, входящим в федеральный перечень; во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразно использовать на любых видах и этапах урока.

При объяснении нового материала уместна работа с включением интерактивных таблиц, схем. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84053b30-e3f1-4994-b469-06af4fcb6a37/[RUS7_140]_[IA_312].swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f7e635-cbef-47fb-a4a8-f96e758517cd/%5BRUS7_140%5D_%5BIM_313%5D.swf).

На этапе закрепления  и контроля целесообразно использование электронных тестов и заданий. Особенно значимой на уроках закрепления материала становится индивидуальная работа с электронными заданиями. Подобную работу организую следующим образом: если урок проходит в кабинете с одним компьютером, то в ходе самостоятельной работы класса приглашаю для решения теста или выполнения задания по очереди нескольких учащихся; если же работа организуется в кабинете информатики или с использованием мобильного компьютерного класса с активизированным доступом в Интернет, то в таком случае проверяются знания одновременно нескольких учащихся. Преимущества такой работы в том, что, во-первых, можно легко отследить уровень усвоения материала учащимися, во-вторых,  сэкономить время, в-третьих, предоставить ученику возможность объективно оценить свои знания и, в-четвертых, способствовать развитию информационной компетентности.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f38f1dd-edd3-432a-b04f-ca0586fb3d6a/index_listing.html

Работа с подобными дидактическими единицами повышает эффективность урока, обеспечивая доступность, делая урок более увлекательным, что, в свою очередь, безусловно, повышает качество усвоения материала.

Решая проблемы повышения грамотности в написании словарных слов,  обратилась к «Национальному корпусу русского языка» (http://www.ruscorpora.ru/), представляющему собой информационно-справочную систему, основанную на собрании русских текстов в электронной форме и включающую более 140 млн. слов. Познакомив учащихся на одном из уроков с данным корпусом, предложила в качестве домашнего задания найти примеры употребления словарных слов (агрессия, президиум, инцидент, ангажировать, магистраль, контингент, мятеж и пр.). Однако словарно-семантическая работа не ограничивается элементарным поиском и записью примеров, а усложняется дополнительным заданием. Задание может ставиться в следующей формулировке: «Приведите примеры употребления данного слова в предложениях, осложненных причастным оборотом (вводным словом, однородными членами и пр.)». Данная систематическая работа направлена не только на формирование грамотности, но и решает задачи, определенные государственным стандартом в области формирования ключевых компетенций; в частности, информационной - планирование информационного поиска в соответствии с поставленной задачей, самостоятельное проведение наблюдения в соответствии с задачей информационного поиска, извлечение информации по заданному вопросу и ее обработка  и компетенции  разрешения проблем - оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности по заданным критериям. В то же время решается проблема обогащения словарного запаса, что обеспечивает возможность использования изучаемых слов в различных сферах жизни.

Использую Интернет-ресурсы и при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Если участниками проекта являются учащиеся 5-6 классов, первоначально организую совместный поиск и отбор необходимой информации, в дальнейшем лишь осуществляю контроль за деятельностью и консультирую по текущим вопросам и проблемам. Приведу лишь один пример подготовки проекта учащейся гимназического класса. Продуктом проекта являлся «Литературный календарь на 2009 год». Сначала ученица проводила подборку материала памятных дат русских писателей на 2009 год. Расположила их по месяцам. Про каждого писателя собрала небольшую информацию. Из списка писателей одного месяца выбирала одного наиболее известного писателя и подбирала иллюстрацию, связанную с интересными фактами, событиями, достопримечательными местами, иллюстрациями его произведений. Картинка должна была соответствовать времени года того месяца, когда родился писатель. Создала эскизы листов календаря (расположение дней месяца, картинки и информацию о юбилейных датах писателей). Также в календарь поместила информацию о произведениях-юбилярах 2009 года.

Данная деятельность также обеспечивает формирование информационной компетенции и компетенции разрешения проблем.     

Важным для учителя русского языка является портал «Грамотау»

 (http://www.gramota.ru).Данный ресурс предоставляет широкий спектр возможностей: это проверка слов по нескольким словарям одновременно, обращение к правилам правописания, правилам составления различных документов (заявления, резюме, характеристики), правилам составления и оформления рефератов, аннотаций, к словарю «Непростые слова», содержащему ответы на интересные вопросы пользователей, обращение к так называемым «запоминалкам» (Долго ели торты - не налезли шОрты!) и пр.

 Чаще всего материалы сайта использую при подготовке к урокам и отсылаю учащихся к определенным разделам портала при подготовке индивидуальных сообщений, акцентируя внимание  при этом на соблюдение авторских прав используемого ресурса, тем самым прививая элементы информационной культуры. Кроме того, в качестве дополнительного домашнего задания предлагаю найти по словарю правописание и толкование словарных слов.

 Таким образом, Интернет в своей работе я использую при подготовке уроков, на уроке и во внеурочной деятельности. Однако для меня остаются актуальными вопросы, связанные с методикой преподавания предмета с использованием информационных технологий, поскольку повышение квалификации решается на уровне проблематики формирования начальной компьютерной грамотности педагогов. Получить объективную оценку опыта  своей деятельности пока не является возможным.  Кроме того, в связи с развитием Интернета, важно не потеряться в многообразии предлагаемых ресурсов, научиться производить отбор наиболее содержательных, качественных и удобных в применении сайтов.

Современный учитель использует возможности Интернет и для профессионального роста, и для активизации познавательной деятельности учащихся. Интеграция информационных технологий с новыми педагогическими, обучение в сотрудничестве, проектный метод, работа в группах изменяет содержание деятельности учителя, его позицию в образовательном процессе, что заставляет меня как учителя искать новые формы, приемы работы, в целом влияющие на качество обучения.

 

 

На главную страницу сайта