Использование интерактивной доски на уроках биологии

 

Иванова Оксана Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории МОУ "Куединская средняя общеобразовательная школа №2 - БШ"

 

Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области различными цветами. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем можно вернуться к ключевым моментам урока. Преподавание урока с помощью интерактивной доски позволяет удерживать класс в рабочей обстановке, проверять знания учащихся, вовлекать их в дискуссию.

Чтобы приготовить урок с применением интерактивной доски, нужно затратить большое количество времени, зато на уроке затраченное время компенсируется хорошим темпом занятия и сохранит время на обсуждение. Изображаемые кадры нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на уроке (подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, изображения, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам). Используя инструмент «Перо» можно сменять кадры и сохранять записи для будущих уроков. Кадры предыдущих занятий находятся в интерфейсе доски, и к ним легко можно вернуться. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Разработка учебных заданий с помощью интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства.

1.       Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления (например, при сравнении строения растительной и животной клетки учащиеся красным цветом обводят и подписывают части и органоиды, которые есть и у растений и у животных, а синим - различие).

2.       Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать (например, учащимся дается задание подписать составные части цветка; тут же можно вызвать второго учащегося, для того чтобы провести проверку подписей).

3.       Аудио- и видеовложения значительно усиливают подачу материала: можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

4.       Пролистывать кадры во время урока можно в любой последовательности и всегда можно вернуться к тому кадру, где учащимися плохо усвоен материал.

5.       Соединение с цифровым микроскопом позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения.

6.       Можно передвигать любые объекты. Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске - просто нажмите на объект и тащите его; когда вы дошли до нужного места, отпустите нажатие. Точно так же, как вы передвигали бы монету по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и приклеив их к доске. Однако такая работа на компьютере займет гораздо меньше времени и сэкономит место, где вы стали бы хранить карточки.

Возможность передвигать объекты по доске помогает при выполнении таких заданий, как:

ü     Соединение

ü     Классификация

ü     Группировка

ü     Сортировка

ü     Заполнение пропусков

Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Дети считают, что это гораздо интереснее, чем делать работу в тетради, где постоянно возникают ошибки.

Данные задания идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему. На интерактивной доске можно организовать лабораторную работу при отсутствии натуральных объектов. Приведем несколько примеров (примеры с использованием доски).

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

 

ü     вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

ü     мобильность (подвижность, готовность к быстрому выполнению заданий);

ü     позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

ü     позволяет рисовать и делать записи поверх любых приложений;

ü     позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

 

Преимущества для учащихся:

 

ü     делает занятия интересными и развивает мотивацию;

ü     предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

ü     учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

ü     позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

ü     учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителю совсем не обязательно работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

 

 

 

На главную страницу сайта