Учитель МОУ «Куединская СОШ №2-БШ»
Использование
ИКТ в
проектной технологии
Повышение
качества образования является одной из актуальных проблем не только для России,
но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с
модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий
организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и
результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием
ключевых компетентностей, что отмечено в «Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года». Понятие компетентности было определено в
качестве центрального, узлового понятия, объединяющего интеллектуальную и навыковую
составляющие образования и обладающего интегративной природой. Компетентностный подход в настоящее время является одним из
наиболее развивающихся направлений педагогической теории и
практики.
Метод проектов – компетентностная технология, которая предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей
сути. Под методом проектов понимают технологию организации образовательных
ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи, и технологию
сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Применение технологии
проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления,
обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет
применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических
задач.
Роль
учителя в процессе обучения на основе проектов сильно отличается от его
традиционных функций. При проектно-ориентировочном обучении учитель перестает
быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Работа по методу
проектов требует от учителя создания условий для проявления у детей интереса к
познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на
практике. Ученики овладевают ценными исследовательскими навыками и умениями,
которые не формируются в ходе традиционного обучения.
Работа
над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём
интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В
классе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию,
«романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в
позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные
творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в
команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков
учащихся. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит
посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и
исполнителем, и экспертом
деятельности. В создании и организации проектов могут участвовать сами ученики
начальной школы и их родители.
Использование
средств информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности
учащихся приводит к активному взаимодействию между обучающим и обучаемым и
средством ИКТ. Это позволяет
перевести процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на
уровень «активного преобразования информации», то есть самостоятельной
постановки учебной задачи, выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее
правильности и формулирования выводов и обобщений. С использованием методики
проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные
модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным,
интересным и важным лично для него, и при этом:
·
осваивает
модели учебной деятельности,
·
приобретает
конкретные технические навыки в использовании ИКТ,
·
получает
существенные базовые знания из области информационных
технологий,
·
развивает
навыки общения.
В
ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует своё
личное информационное пространство. Это пространство включает в себя
мультимедиа-сочинения класса и каждого учащегося, а также другие информационные
объекты, в том числе – результаты проектной работы.
Пройдя
курсы Intel
«Обучение для будущего» в ноябре
Приведу
пример использования ИКТ в проектной деятельности.
Класс:
2
Тема:
«Царства живой природы - растения».
Творческое
название проекта: «Растения – наши лучшие друзья».
Основополагающий
вопрос: Почему растения выделены в отдельное царство?
Проблемный
вопрос: Что общего между деревьями, кустарниками и травами?
Были
поставлены следующие дидактические цели:
1.
Расширить
и углубить знания детей о видах, классах и группах
растений.
2.
Формирование
навыков работы в группе и
индивидуально.
3.
Воспитание
любви к природе.
4.
Выступать
устно с результатами своего исследования.
5.
Овладение
умениями работать в компьютерных
программах: Power
Pоint, Word,
Publisher.
Тип
проекта: исследовательский, информационный.
Проект
был реализован в течение трёх недель.
Методические
задачи:
ü Освоить
понятия группы и классы;
ü Научить
самостоятельно находить сведения по
теме;
ü Научить
кратко излагать свои мысли устно и
письменно;
ü Формирование
умений пользоваться компьютерными программами для составления слайд-презентаций, буклетов,
сообщений.
Формулировка
проблемы (выбор индивидуальных исследований учащихся). Учащиеся класса были
разделены на 4-е группы, каждая получила свою тему
исследования:
1-ая
гр. – «Чем похожи водоросли, мхи, лишайники и папоротники». Отчет был
представлен в виде стенгазеты.
2-я
гр. – «Цветут ли хвойные растения?». Как результат - слайд-презентация, созданная в программе
Power
Pоint.
3-я
гр. – «Культурные растения и их особенности». Отчет также был представлен в виде
слайд-презентации.
4-я
гр. – «Дикорастущие растения их особенности». Ребята этой группы разработали и
выпустили буклет в программе Publisher.
Многие
дети класса имеют дома компьютер, поэтому необходимую информацию смогли найти не
только в энциклопедиях и справочниках, фиксируя ее на бумажных носителях в
программе Word, а в
большей мере в Интернете.
Таким
образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются
общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации:
умение находить необходимую информацию, организовывать, выражать свои мысли на
бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную
речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать
решения.
Опыт
использования ИКТ в проектной технологии убедил в
неограниченных возможностях компьютера. Он позволяет не только красиво и
интересно преподнести материал, но и включить детей в активную деятельность на
уроке и оперативно проверить качество и эффективность усвоенного
материала.