Учитель МОУ «Куединская СОШ №2-БШ» Сафина М.В.

Использование ИКТ  в проектной технологии

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей, что отмечено в  «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Понятие компетентности было определено в качестве центрального, узлового понятия, объединяющего интеллектуальную и навыковую составляющие образования и обладающего интегративной природой. Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики.

 Метод проектов – компетентностная технология,  которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.

Роль учителя в процессе обучения на основе проектов сильно отличается от его традиционных функций. При проектно-ориентировочном обучении учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Работа по методу проектов требует от учителя создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Ученики овладевают ценными исследовательскими навыками и умениями, которые не формируются в ходе традиционного обучения.

Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем,  и экспертом деятельности. В создании и организации проектов могут участвовать сами ученики начальной школы и их родители.

Использование средств информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности учащихся приводит к активному взаимодействию между обучающим и обучаемым и средством ИКТ. Это  позволяет перевести процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации», то есть самостоятельной постановки учебной задачи, выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

·        осваивает модели учебной деятельности,

·        приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ,

·        получает существенные базовые знания из области информационных технологий,

·        развивает навыки общения.

 

В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует своё личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащегося, а также другие информационные объекты, в том числе – результаты проектной работы.

Пройдя курсы Intel «Обучение для будущего» в ноябре 2007 г, активно внедряю в образовательный процесс проектный метод с использованием ИКТ.

Приведу пример использования  ИКТ в проектной деятельности.

Класс: 2

Тема: «Царства живой природы - растения».

Творческое название проекта: «Растения – наши лучшие друзья».

Основополагающий вопрос: Почему растения выделены в отдельное царство?

Проблемный вопрос: Что общего между деревьями, кустарниками и травами?

Были поставлены следующие дидактические цели:

1.     Расширить и углубить знания детей о видах, классах и группах растений.

2.     Формирование навыков  работы в группе и индивидуально.

3.     Воспитание любви к природе.

4.     Выступать устно с результатами своего исследования.

5.     Овладение умениями  работать в компьютерных программах: Power Pоint, Word, Publisher.

 

Тип проекта: исследовательский, информационный.

Проект был реализован в течение трёх недель.

Методические задачи:

ü    Освоить понятия группы и классы;

ü    Научить самостоятельно находить сведения по теме;

ü    Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно;

ü    Формирование умений пользоваться компьютерными программами для составления слайд-презентаций, буклетов, сообщений.

Формулировка проблемы (выбор индивидуальных исследований учащихся). Учащиеся класса были разделены на 4-е группы, каждая получила свою тему исследования:

1-ая гр. – «Чем похожи водоросли, мхи, лишайники и папоротники». Отчет был представлен в виде стенгазеты.

2-я гр. – «Цветут ли хвойные растения?». Как результат -  слайд-презентация, созданная в программе Power Pоint.

3-я гр. – «Культурные растения и их особенности». Отчет также был представлен в виде слайд-презентации.

4-я гр. – «Дикорастущие растения их особенности». Ребята этой группы разработали и выпустили буклет в программе Publisher.

Многие дети класса имеют дома компьютер, поэтому необходимую информацию смогли найти не только в энциклопедиях и справочниках, фиксируя ее на бумажных носителях в программе Word, а в большей мере в Интернете.

Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение находить необходимую информацию, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

 

Опыт использования ИКТ в проектной технологии убедил в неограниченных возможностях компьютера. Он позволяет не только красиво и интересно преподнести материал, но и включить детей в активную деятельность на уроке и оперативно проверить качество и эффективность усвоенного материала.

 

На главную страницу сайта